Тор 10
Анатолий Мачульский: мифы и реальность аккумуляторов
Однако, говорит автомастер с 20-летним опытом Анатолий Давидович Мачульский, знание о том, из чего состоит аккумулятор и как его правильно выбрать крайне полезно. Даже если оно вам никогда не пригодится, добыть новый аккумулятор всегда дешевле, чем новую машину.
Столкнувшись с необходимостью подобрать аккумулятор, нередко выбор делается на основе информации, которая была актуальна многие годы назад, говорит Анатолий Мачульский. Технический прогресс в производстве АКБ идет вперед, и это делает бессмысленными многие рекомендации «старой школы».
Не обязательно брать новое
Присматриваться к дате изготовления аккумулятора, вопреки устоявшемуся стереотипу, сейчас необязательно, говорит Анатолий Мачульский. Несколько лет назад АКБ в самом деле страдали от саморазрядки при простое, проблемы были стандартными и правила обращения с АКБ можно было считать универсальными. К настоящему моменту, можно назвать несколько видов АКБ, отличающихся материалом, из которого изготовлены решетки. Первый вариант — свинцово-сурьмянистый сплав, второй — так называемый «гибрид», в котором решетки «+» и «-» изготовлены с добавлением сурьмы и кальция соответственно, третий — в котором все решетки выполнены из свинцово-кальциевого соединения.
Именно первый тип АКБ породил стереотип о необходимости покупать только новые аккумуляторы, подчеркивает Анатолий Давидович.
«Считалось нормой, когда заряд падал больше чем на 60% за 5-6 месяцев. Их КПД был низок, на него влияли как физико-технические характеристики самого сплава, так и качество изготовления. Сейчас общепринятым критерием эффективности является коэффициент использования свинца — проще говоря, сколько граммов этого металла нужно, чтобы извлечь 1 ампер-час. И в данный момент КПД значительно выше», — поясняет Анатолий Мачульский.
Повысившееся качество очистки материалов приводит к тому, что аккумуляторы этого типа вообще не нужно доливать дистиллированной водой. Наоборот, ее добавление может повредить, усилив степень саморазрядки.
Чтобы избежать погружения в ненужные большинству технические детали, говорит Анатолий Мачульский, достаточно усвоить: массовые «гибридные» АКБ при бездействии разряжаются до минимально-приемлемого уровня в 12,4-12,5 В не раньше, чем за 14 месяцев. Ничего страшного не случится, если хранить АКБ год и даже дольше, если хотя бы раз ее перезарядить.
В сухом прохладном месте
Оптимальные условия для хранения АКБ мало чем отличаются от правил хранения большинства других химических изделий, говорит Анатолий Мачульский. АКБ могут до 3 лет храниться в сухом месте с температурой от нуля до +15, периодически проверять уровень заряда — когда он упадет до 12,5 В его нужно подзарядить.
При покупке нового аккумулятора особенные экспертизы не нужны. Достаточно того, что АКБ изготовлен известным производителем, на нем отсутствуют внешние повреждения, цела фирменная упаковка, а его напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) составляет не менее 12,5 В .
Здесь, подчеркивает Анатолий Давидович, важны десятые доли — у полностью заряженной батареи НРЦ составляет 12,8 В.
Зная всё вышеперечисленное, приобретение нового аккумулятора в специализированном магазине или извлечение собственной запасной АКБ с хранения не представляет никакой сложности, резюмирует Мачульский.
Выбор АКБ «для чайников»
Фактически, говорит Анатолий Мачульский, в современных условиях подбор АКБ состоит всего из трех этапов.
Начать следует с того, что размер аккумулятора должен соответствовать посадочной коробке. Предложений АКБ на рынке великое множество, но все они ориентированы либо на условный азиатский, либо на европейский рынок. Между такими автомобилями есть существенная для аккумулятора разница, говорит Анатолий Давидович: посадочная коробка для «азиатской» машины более узкая и высокая, чем для «европейской». Если машина приобреталась в ЕС или европейской части страны, скорее всего вам нужен стандартный размер 242х175х190 мм. В любом случае, лучше уточнить этот момент у консультанта в магазине.
«Прочие технические условия зависят от специфики самой машины. Для обычного автомобиля подходящая емкость АКБ составляет 55-65 ампер-час, для «паркетника»-кроссовера — от 60, внедорожнику подойдет всё, что больше 70 ампер-час», — говорит Анатолий Мачульский.
Кроме того, нужно обратить внимание на значение пускового тока — максимальная сила тока, которую может выдать импульсом полностью заряженный аккумулятор. Именно от этого параметра зависит успех зажигания, поясняет Анатолий Мачульский, и его не следует путать с емкостью АКБ.
Надо знать, что значение пускового тока может быть указано разными производителями в нескольких стандартах, чаще всего это EN и DIN. Перевод из одного стандарта в другой можно посмотреть в Интернет, или ознакомиться с инструкцией к АКБ, где также бывает данная информация.
«Значение DIN всегда больше, чем EN. Так, 508 DIN соответствует 299 EN. Скажу проще — чем выше показатель, тем быстрее и «четче» будет запускаться двигатель», — поясняет Анатолий Мачульский.
На правах рекламы. Информация предоставлена рекламодателем.
Другие новости транспорта