Тор 10
Экипаж 4929
— Танечка, несите, пожалуйста, новый алкотестер, — обращается к медсестре врач здравпункта зеленоградского УВД, узнав, что, помимо автоинспекторов, в его кабинете оказался журналист Инфопортала. — Только не подумайте, что без вас я не собирался их проверять, — поясняет он мне, — просто хочу вам наш самый современный прибор продемонстрировать. Перед выходом сотрудников на дежурство мы измеряем у них давление, проверяем на алкотестере, осматриваем кожный покров, интересуемся, нет ли жалоб.
Тем временем медсестра уже подносит алкотестер к лицу инспектора ДПС. Короткий выдох — и через несколько секунд на экране прибора появляются цифры, характеризующие состояние «пациента».
— У вас все в порядке, — резюмирует медсестра.
— А он может распечатать данные? — новая модель алкотестера явно пробуждает профессиональный интерес у «гаишников». — Может. — А когда алкоголь находит, запоминает информацию? — Запоминает. В том числе местоположение, которое определяет по GPS, — не без гордости рассказывают медработники.Поток вопросов не истекает до конца медосмотра, не выявившего у автоинспекторов никаких отклонений в состоянии здоровья. Напоследок сойдясь с врачом на том, что такой прибор стоит «штук сто, не меньше», «гаишники» отправляются на дежурство.
Такая работа — все замечать
— Вообще-то, у нас объявлен рейд «Нетрезвый водитель», но основная работа по нему начнется ночью, — рассказывает мне старший лейтенант Алексей Цветков. — Сегодня хоть и пятница, но в три часа дня поймать кого-то сложно. Так что пока у нас, по сути, обычное дежурство.
Информацию о своем маршруте патрулирования сотрудники ДПС получают на разводе перед началом смены — вместе с данными об оперативной обстановке в городе. Алексей со своим напарником лейтенантом Евгением Шатских сегодня заступают на дежурство в «новом» городе. Поэтому с улицы Гоголя мы направляемся в район Крюково. Но уехать далеко от здания УВД не удается.
— Опаньки! — дружно изрекают автоинспекторы, едва мы останавливаемся на ближайшем светофоре. С кряканьем патрульный Ford Focus разворачивается и, включив мигалки, начинает преследование нарушителя — серой «восьмерки», проскочившей во встречном направлении на «красный» свет.
Догнав «Ладу», сотрудники ДПС обращаются к водителю через громкоговоритель:
— Водитель автомобиля 2108, 372 госномер, принимаем вправо, останавливаемся!
Автомобиль сворачивает в ближайший двор и тормозит у бордюра. Пока один инспектор отправляется к нарушителю, его напарник объясняет мне, что водитель «восьмерки» пересек стоп-линию через мгновение после того, как светофор подал запрещающий сигнал. Проверить это можно было бы с помощью
— Вся информация записывается в кодированном виде, и по окончании дежурства мы просто сдаем карточку в архив, — объясняет мне Евгений. — Там эти файлы сливают на компьютер и хранят на случай поступления запросов для разбора каких-то спорных ситуаций.
Судя по тому, что водитель «восьмерки» не оспаривает свое «задержание», эта ситуация в разряд спорных не попадет.
— Вы, наверное, и не сразу поняли, за кем мы погнались? — интересуется у меня Алексей, пока его коллега выписывает нарушителю постановление о наложении штрафа.
— Честно говоря, да, — сознаюсь я.
— У меня по первости тоже такое было, — делится сотрудник ДПС. — Я не понимал, как более опытные коллеги успевают все замечать. Но постепенно и ко мне пришло это качество: постоянно смотришь по сторонам, следишь за поведением других водителей, оцениваешь ситуацию и видишь больше, чем другие участники дорожного движения.
Не план, а статистика
— Ну что, поехали на Логвиненко займемся пешеходами? — предлагает один из автоинспекторов после оформления бумаг на нарушителя.
— Поехали!
Пока мы перебираемся в «новый» город, я интересуюсь у «гаишников», есть ли у них план по составлению протоколов на пешеходов.
— Плана как такового нет, но... — начинает говорить один из инспекторов и осекается.
— Плана нет, есть статистика, — приходит ему на помощь коллега. — Нам действительно никто не говорит: сегодня вы должны привести столько-то протоколов по переходу улицы в неположенном месте, столько-то — по превышению скорости. Этого давно нет. Но в Зеленограде по-прежнему происходит много аварий с участием пешеходов.
Для «засады» на пешеходов автоинспекторы выбирают место у 230-й поликлиники, где, несмотря на наличие подземного перехода, большинство людей предпочитают переходить на другую сторону улицы прямо по проезжей части. Впрочем, засадой это можно назвать условно — патрульная машина останавливается в правом ряду в паре десятков метров от пути миграции нарушителей — при должной внимательности заметить ее не составит труда. Тем не менее, первого нарушителя приходится ждать всего несколько минут — пожилой мужчина направляется из 14-го района в 18-й, игнорируя подземный переход. В погоню за ним Алексей отправляется пешком.
Мужчина, конечно, не рад встрече с блюстителями закона, но от ответственности не отпирается — достает паспорт и садится в патрульный автомобиль, где ему выписывают штраф в 200 рублей.
Пока Евгений занимается оформлением документов, я обращаю внимание его напарника на машины, припаркованные в кармане автобусной остановки.
— К сожалению, сделать с ними мы ничего не можем, — объясняет автоинспектор. — У нас нельзя, как за границей, просто положить квитанцию о штрафе под «дворники». По идее, такие машины нужно эвакуировать на спецстоянку, но в Зеленограде ее пока нет. А штраф можно выписать только в присутствии водителя. Если я буду их ждать, то за всю смену дождусь максимум двух-трех человек.
— А если машина «припаркована», допустим, в среднем ряду, с ней можно что-то сделать? — интересуюсь я, подкрепляя свой вопрос историей о «
— Поедем посмотрим, что там за «шестерка» — это ж как раз наша территория, — отзывается старший лейтенант.
«Пусть бабушке будет стыдно!»
Едва патрульная машина разворачивается на ближайшем перекрестке, чтобы отправиться на Панфиловский проспект, как в глазах инспекторов снова загорается азарт — они заметили пожилую женщину, начавшую переход проезжей части с противоположной стороны улицы. На ее счастье, женщина тоже вовремя заметила полицейских и, чертыхаясь, поспешила вернуться на тротуар.
— Граждане прохожие, посмотрите на эту бабушку — пусть ей будет стыдно — взрывается громкоговоритель полицейского автомобиля, привлекая внимание окружающих к нарушительнице ПДД.
— Профилактика! — улыбаются автоинспекторы.
Добраться до стоящей посреди дороги «шестерки» с первого раза не получается. На полпути — у детской поликлиники на улице Каменка — сотрудники ДПС замечают двигающийся во встречном направлении Land Rover без номеров.
— Давай проверим! Машина не новая — мало ли что!
Снова разворот под кряканье спецсигналов и короткая погоня с сиреной.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что задний номер у внедорожника все-таки есть, а вот известие об отсутствии переднего регистрационного знака, похоже, становится откровением и для девушки, находящейся за рулем иномарки. Не пожалев чистой обуви, она выскакивает прямо в лужу и бежит смотреть на «морду» своей машины.
— Ну, надо же! Мне только сегодня утром муж его обратно прикрутил и он опять пропал! — сокрушается рыжеволосая автомобилистка в пальто леопардовой расцветки.
Инспекторы ДПС просят девушку открыть багажник, чтобы убедиться, что пропавший номер не лежит там, после чего советуют ей проследовать в ГИБДД или районное отделение полиции, чтобы заявить об утрате.
Экипаж — Ангаре
— Четко стоит — ничего не скажешь! — «восхищаются» «гаишники», когда мы, наконец, добираемся до «Жигулей», брошенных под окнами ОВД «Крюково».
— Опять все упирается в штрафстоянку, — говорит Алексей. — Эвакуировать бы его, да некуда! А без номеров мы даже владельца не установим.
В какой-то момент мне начинает казаться, что автоинспекторы готовят почву к отступлению, но это впечатление оказывается несправедливым — прежде чем сдаться, они, причем без всякого нажима с моей стороны, все-таки пытаются добросовестно испробовать все возможности для решения проблемы.
Алексей выходит из патрульного автомобиля, обходит брошенную «шестерку», пытается открыть двери, а когда это не удается — хотя бы найти выбитый на кузове VIN. Этого реквизита на «Жигулях» тоже не оказывается, зато после очистки снега под лобовым стеклом неожиданно обнаруживается просроченный на несколько лет талон техосмотра.
—Экипаж 2949 — Ангаре! — говорит в рацию автоинспектор, вызывая дежурного по батальону (позывные изменены по просьбе ГИБДД — прим. Инфопортала). — У нас тут у крюковского отдела машина брошенная посреди дороги стоит — давайте попробуем пробить владельца по номеру старого талона техосмотра? Пока в дежурной части «пробивают» незадачливого собственника, мы, стоя у «шестерки», наблюдаем за реакцией на эту машину водителей автобусов, вынужденных заезжать в карман остановки прямо из левого ряда. По мимике шоферов удается не только угадать их мысли и прочесть некоторые слова, которыми они описывают сложившуюся ситуацию.
Инспекторы ДПС тем временем строят предположения о причинах ее возникновения и рассуждают о том, что они могут сделать.
— Скорее всего, пьяного водителя тут поймали. Небось в этом же отделении и сидит сейчас свои пятнадцать суток, — кивают «гаишники» на ОВД «Крюково».
— Понимаете, не можем же мы ее просто так сами сдвинуть, — как будто извиняясь, говорит один из них. — Какое-никакое, а транспортное средство. Потом мне же и предъявят претензии, если мы что-нибудь повредим.
— А ваши коллеги, если они задерживали нарушителя, могли отогнать ее к тротуару, сев за руль?
— Так, конечно, можно было. Но это надо было сделать тогда. Почему не сделали? Да мало ли что могло случиться! Может, еще за кем-то погнались. А, может, вызвали на серьезное ДТП. На дороге разные ситуации бывают.
Через 20 минут из дежурной части сообщают по рации, что дозвонились до владельца «шестерки» и он обещал в течение часа забрать машину. Еще через 40 минут автомобиля, простоявшего посреди дороги несколько дней, уже не было на этом месте. Оказалось, что для решения проблемы требовалось совсем немногое: добросовестное исполнение своих обязанностей и толика смекалки.
«Мамой клянусь, не буду здесь ездить»
— Ну что, теперь прокатимся по территории? — предлагают автоинспекторы после устранения помехи для движения по Панфиловскому проспекту.
Едем в сторону Малино: Советская улица — Заводская — Малинская — проезд 710... Патрульный автомобиль выезжает на Кутузовское шоссе и упирается в зад следующего в Зеленоград КамАЗа со строительной бытовкой в открытом кузове.
— Надо проверить, что куда везет!
Мигалка, сирена, громкоговоритель — грузовик останавливается в правом ряду. Из кабины выпрыгивает чумазый (по-другому и не скажешь) низкорослый армянин с детским лицом. Куда он везет бытовку, объяснить не может.
— Ну, там прямо, круг налево, светофор, потом право, — на плохом русском объясняет армянин. Я не знаю, как называться. Я там один раз раз бил, но темно бил — ничего не видел.
По просьбе «гаишников» армянин достает документы. Если российские водители в таких случаях обычно протягивают небольшую «книжечку», то из-за пазухи гостя из солнечного Закавказья появляется целая кипа бумаг: паспорт гражданина Армении, права, нотариально заверенный перевод водительского удостоверения на русский язык, свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность на управление им, патент — документ, подтверждающий право на работу в России, к которому прилагаются чеки и квитанции помесячной оплаты...
— А где путевой лист?
Шофер лезет в кабину еще за какой-то бумажкой.
В итоге автоинспекторы усматривают в его документах целый ряд недостатков и юридических коллизий.
— По документам машина принадлежит частному лицу, а груз — юридическому, — объясняют мне автоинспекторы. — При этом путевого листа с указанием адреса назначения нет — только свидетельство о собственности на бытовку. Получается, что это коммерческая перевозка, не оформленная необходимыми документами. К тому же, его патент действует только в Московской области, а поймали мы его в Зеленограде, то есть на территории другого субъекта.
«Оформляйте его по своей части»
— Ну, и что нам с этим делать? — спрашивает один из «гаишников» у водителя-мигранта.
— Отпустыте меня, а? — отвечает армянин с интонацией, заставляющей вспомнить сакраментальное «Понять и простить» в исполнении героя его соотечественника Михаила Галустяна в одном небезызвестном телепроекте. — Мамой кланусь, не буду здэс болше ездит...
— Доставим его в ФМС — пускай они разбираются.
Сообщив в дежурную часть о том, что он временно покидает маршрут патрулирования, экипаж ДПС направляется в миграционную службу. По дороге «нелегальный мигрант» рассказывает о своей нелегкой жизни: о жене и двух детях, оставшихся в Армении, об отсутствии работы на родине и о том, что через пару недель он уедет домой и больше сюда не вернется.
— Хочешь домой? Могу помочь поскорее туда попасть,— шутит сотрудник ФМС, когда армянский водитель пересказывает эту историю ему.
Дальше следует десятиминутное разбирательство с документами, в ходе которого из-за пазухи армянина появляются все новые и новые бумаги, и в результате работники миграционной службы приходят к выводу, что привлечь задержанного к ответственности им не за что:
— Вот если бы был путевой лист, было бы подтверждение того, что он осуществляет трудовую деятельность. А так ничего сделать не можем. Но перевозка грузов без путевых документов ведь запрещена? Вот и оформляйте его по своей части.
Чувствуется, что автоинспекторы несколько обескуражены таким результатом. Впрочем, «гаишники» быстро находят объяснение:
— Пятница, конец рабочего дня...
Полицейские снова сажают «нелегального мигранта» в патрульную машину, везут армянина обратно на Кутузовское шоссе, где остался стоять его грузовик, и... отпускают.
— Понимаете, чтобы нам его сейчас по правилам оформить, надо, во-первых, вызывать сюда сотрудника отдела экономической безопасности, а во-вторых, забрать его машину на штрафстоянку, — объясняют автоинспекторы. — Ну, и как мы должны это сделать? Граждане много с нас спрашивают, но наши возможности сотрудников ГИБДД очень ограничены. Например, для того, чтобы вскрыть фуру с таможенной пломбой, мы должны вызвать представителя таможенной службы. Вот останавливаешь такой грузовик, проверяешь документы у водителя и отпускаешь. И черт его знает, что он там везет. А потом пишут: «гаишники» пропустили...
Сто минус сорок четыре
Под конец моего «дежурства» автоинспекторы предлагают устроить выборочную проверку автомобилистов — как раз поработав по рейду «Нетрезвый водитель».
Мы доезжаем до круга на Заводской улице у «старого» моста, останавливаемся на «островке безопасности» и «гаишники» выходят на дорогу. Два взмаха жезлами — и две машины останавливаются у патрульного автомобиля. Проверка проходит быстро: инспектор представляется, смотрит документы, параллельно оценивая состояние водителя, и желает автомобилисту счастливого пути. После чего возвращается на дорогу и тут же останавливает следующую машину. Тормозят всех без разбора: от поддержанных «Жигулей» до дорогих иномарок. Из очередного черного джипа одному из «гаишников» высовывают в развернутом виде «корочку» сотрудника администрации президента. Автоинспектор знакомится с содержанием удостоверения и просит предъявить другие документы.
— А что-то случилось? — интересуется водитель, протягивая права и свидетельство о регистрации транспортного средства.
— Ничего не случилось. Сегодня проходит рейд «Нетрезвый водитель», мы проверяем состояние автомобилистов. С вами все в порядке, сейчас только посмотрим ваши документы.
Водитель сразу смягчается и веселеет:
— У нас с этим сейчас строго — можете не сомневаться. Нас за любые нарушения так наказывают, что мало не покажется. А это кто — представитель общественности? — кивает он на меня.
— Вроде того.
— Общественность — это хорошо, общественность — это правильно.
За первые пятнадцать минут автоинспекторы проверяют не меньше десятка машин. Я уже собираюсь с ними попрощаться, когда сотрудники ДПС тормозят черный Mescedes Gelandewagen с тонированными стеклами, привлекший внимание тем, что при выезде с улицы Радио он сильно наехал на разметку.
Внешний вид женщины, сидящей за рулем внедорожника, сразу вызывает у «гаишников» подозрение: черные очки, под ними — красные глаза. Пассажир на переднем сидении производит еще более странное впечатление и явно с трудом может сфокусировать взгляд на каком-то предмете. В машине накурено так, что можно вешать топор.
Свой неважный внешний вид женщина объясняет сильной усталостью и катарактой.
— Да вы что, думаете, что я пьяная? Да не пьяная я! Да я любое освидетельствование могу пройти, ребят. Я просто устала дико. Ну, как вам доказать? Ну, давайте я посчитаю, что вы скажите. Сто минус сорок четыре будет пятьдесят шесть, сто минус семнадцать будет восемьдесят три, — тараторит она, своим поведением давая автоинспектором еще больше поводов для подозрений.
— Запаха алкоголя, конечно, нет, но, по-моему, она в состоянии опьянения, как считаешь? — совещаются «гаишники». — Может не пила, а чего другого употребила. Ну, пассажир-то ее точно!
В итоге женщине предлагают проехать на медосвидетельствование в наркодиспансер. Она возмущается, но не отказывается. Автоинспекторы останавливают еще две машины, водители которых становятся понятыми, и оформляют протокол. На этом мое дежурство с ними заканчивается, а у сотрудников ДПС впереди еще четыре часа патрулирования города. Что до водительницы «гелендвагена», то в наркодиспансере ей поставили предварительный диагноз «состояние опьянения». Окончательно это должны подтвердить результаты анализов, которые она сдала в медицинском учреждении.
Валерий Слепоглухов
Фото и видео автора
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|