Тор 10
День без автомобиля: почувствуй себя обманутым
Для начала я попрошу вас ответить на два простых вопроса: участвовали вы или кто-нибудь из ваших знакомых в Дне без автомобиля и когда в этом году вы узнали (вспомнили) о проведении этой акции? Бьюсь об заклад: на первый вопрос более 90 процентов читающих эту статью ответят отрицательно, а в ответ на второй – добрая половина сможет назвать точную дату — 22 сентября, то есть собственно в сам День без автомобиля. Причем, вполне возможно по радио, стоя в пробке по дороге на работу.
За четыре года приобщения нашей страны к мировой экологической акции по отказу от личного автотранспорта анекдот о москвичах, отметивших День без автомобиля огромными пробками, успел стать банальностью. Уменьшение дорожных заторов в этот день замечают, кажется, только в «Мосгортрансе», который, являясь главным организатором акции, в своем стремлении продемонстрировать ее эффективность, видимо, выдает желаемое за действительное. Для всех остальных очевидно, что столичные автомобилисты год за годом игнорируют призыв хотя бы на день отказаться от личного автотранспорта.
Спор о причинах такого поведения может оказаться длиннее самой страшной московской пробки, но в конце концов все сведется к тому, что Москва и москвичи пока просто не доросли до подобных акций. С одной стороны, уровень «экологичности» общественного сознания еще недостаточно высок для того, чтобы жертвовать личным комфортом ради попытки достижения утопичных целей, с другой стороны, степень развития городской инфраструктуры не позволяет говорить об очевидных преимуществах перемещения на общественном транспорте.
Но даже при таких неблагоприятных вводных данных День без автомобиля мог бы проходить в Москве в разы эффективней, если бы сопровождался более серьезной, а главное своевременной, информационной кампанией. Ведь решение в будний день оставить машину дома не может быть принято человеком, который привык ездить на личном автомобиле на работу, за несколько минут или даже часов. Оно требует обдумывания, корректировки каких-то планов и, в конце концов, просто соответствующего настроя. А теперь вернемся к вопросам, которые были заданы в начале статьи, и вспомним, когда вы узнали о проведении акции.
Шансов узнать о ней раньше у вас было немного. 30 рекламных щитов, арендованных для этой цели «Мосгортрансом», затерялись где-то на многокилометровых просторах московских магистралей, а из 500 бортовых наклеек на автобусы до Зеленограда, видимо, дошли считанные экземпляры. Во всяком случае, за несколько дней наблюдения за общественным транспортом нашего города сотрудникам Инфопортала удалось совместными усилиями обнаружить всего два автобуса, «помеченных» снаружи информацией о грядущей акции. Внутри салонов автобусов наклейки, сообщавшие о приближении Дня без автомобиля, попадались гораздо чаще, однако решение пропагандировать отказ от машины в основном среди людей, которые и так ездят на автобусах, выглядит, согласитесь, странным.
При таком неэффективном использовании возможностей наружной рекламы спасти информационную кампанию Дня без автомобиля могли бы СМИ, однако и они в большинстве своем отметились сообщениями об этой акции в лучшем случае накануне ее проведения. Причина кроется в том, что первое официальное сообщение о традиционном для этого дня снижении цен на проезд в общественном транспорте появилось только 21 сентября. До этого на сайте «Мосгортранса» можно было найти информацию о том, сколько дополнительных автобусов, троллейбусов и трамваев он вывел на улицы Москвы в прошлый День без автомобиля и какое количество плакатов напечатал к этому, но важнейший с точки зрения любого журналиста информационный повод почему-то не раскрывался до самого последнего момента.
Такой подход организаторов к продвижению акции формирует стойкое впечатление, что проводится она на самом деле «для галочки». Впечатление это усилится, если изучить подводные камни спецпредложения о 50-процентной стоимости проезда в автобусе. На самом деле после фразы «стоимость проезда в общественном транспорте 22 сентября будет снижена вдвое» «мелким шрифтом» перечисляется ряд условий действия этой льготы. Ключевым из них является то, что билетики за полцены можно приобрести только в кассах «Мосгортранса» и нигде больше — у водителя талончики на проезд даже в День без автомобиля стоят 28 рублей. Учитывая, что количество этих касс (не будок с кассирами, а фактических мест продажи) в Зеленограде можно пересчитать по пальцам одной руки, несложно сделать вывод, что в шаговой доступности от них живет очень малое количество зеленоградцев.
Выходит, что автомобилист, у которого априори нет билета на автобус и которого организаторы акции пытаются экономическими мерами мотивировать хотя бы на день отказаться от машины в пользу общественного транспорта, должен заранее приобрести заветный льготный билетик (очевидно, заехав за ним на машине?) или отправиться за 13-рублевым талончиком на автобусе за 28 рублей?! Пожалуй, не надо быть автомобилистом, чтобы в такой ситуации почувствовать себя обманутым. Получается, что те, на кого в первую очередь ориентирована акция, практически лишены возможности использовать ее главную «замануху» — дешевый проезд в автобусе.
Среди читателей Инфопортала нам удалось найти одного из немногочисленных зеленоградских участников Дня без автомобиля. Житель 14-го микрорайона Алексей решил ради такого дела на денек отказаться от машины и отправиться на работу в «старый» город на 19-м автобусе. Поездка прошла без особых неудобств и заняла совсем чуть-чуть больше времени, чем на машине. Зато не пришлось искать место для парковки. Одна беда: поскольку Алексей живет в четырех остановках от ближайшей кассы «Мосгортранса», ехать на автобусе пришлось за 28 рублей. После работы участник акции также не сумел найти места, где можно было бы купить льготный билетик, и… пошел домой пешком. Вот такой у него получился День без автомобиля: не благодаря, а вопреки.
Павел Чукаев
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|