Тор 10
Бензин дешевле не будет
С такими вопросами Инфопортал обратился к Галине Владимировне Зинкиной, президенту Московского Межрегионального Нефтяного Союза, генеральному директору ООО «НПКФ Валента».
О ценах
— Известным объяснением высоких розничных цен на топливо в России является его дефицит на внутреннем рынке из-за того, что основная часть идет на экспорт. Но не является ли истинной причиной существование монополии на этом рынке? Т.е. топливные монополии без оглядки на государство устанавливают свои правила игры: гонят бензин за рубеж, в России устанавливают неоправданно завышенные цены?
— Россия является экспортером нефти, доходная часть госбюджета во многом зависит от цен на энергоносители. Не удивительно, что в данной ситуации нефтедобывающие компании стремятся львиную долю добытой нефти отправить на экспорт. Определенный дефицит на внутреннем рынке, конечно, существует. Но не стоит забывать, что цены на бензин формируются не только от цены на нефть. Бензин — продукт производства, поэтому к стоимости сырья следует добавить затраты на транспортировку и производство. Здесь работает стандартная для рыночной экономики система ценообразования. Влияют ли крупные компании на ситуацию на рынке? Да, влияют. Так происходит во всех отраслях экономики, лидеры везде задают тон общей игре. Что касается государственного надзора, то он существует, в частности функции контроля за монополиями возложены на ФАС.
— Летом прошлого года Федеральная антимонопольная служба возбудила дела против крупнейших нефтепроизводителей России: ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Сургутнефтегаз». Они обвинялись в нарушении закона «О защите конкуренции». Так служба отреагировала на угрозу Владимира Путина, который предупредил, что, если ситуация с ценами на авиакеросин не изменится, он примет кадровые решения в отношении ФАС. Привело ли это к каким-то результатам?
— Действительно, тогда перечисленным компаниям было выдвинуто обвинение в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Но и сейчас, спустя год, нельзя сказать, что у ФАС нет претензий к крупнейшим компаниям ТЭК. Антимонопольные службы всерьез взялись за энергетиков. Всего в 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и в рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
— ОАО «ТНК-ВР Холдинг» — 1 112 448 795,36 рубля;
— ОАО «Газпром нефть» — 1 356 560 819,53 рубля;
— ОАО «ЛУКОЙЛ» — 1 443 072 960,13 рубля;
— ОАО «НК «Роснефть» — 1 508 688 396,37 рубля.
Российские нефтяные компании вынуждены каждый раз принимать решение — отправлять нефть на экспорт или на внутренний рынок. При благоприятной цене на нефть, разумеется, она идет на экспорт в большей своей части. Создается непростая ситуация: высокая цена на нефть порождает экспорт, который в свою очередь становится причиной дефицита нефти в стране, как результат — рост внутренних цен на энергоносители… Бытует мнение, что нефтяные компании осознанно создают дефицит внутри страны. Для контроля над этим вопросам существуют специальные структуры, которые, как мы уже успели разобраться, достаточно активно наказывают недобросовестных участников рынка. Приводит ли наложение штрафов к результатам? Полагаю, что да.
— Многим россиянам не дают покоя примеры нефтедобывающих стран, например, Венесуэла, где цена бензина составляет 4 цента за литр (т. е. 1,3 руб./л). Почему же в России, у крупнейшего нефтедобытчика, цена в 15 раз выше?
— Как я уже говорила, ценообразование на бензин и прочее топливо точно такое же, как и в других отраслях экономики. Если упрощать, то цена топлива складывается из затрат на сырье плюс затраты на производство и транспортировку. Приведу очень условный расчет: баррель бензина, допустим, стоит 70$, это примерно 2240 руб., из 1 барреля нефти можно получить примерно 100 литров бензина (это достаточно примерно и зависит от технологии производства), то получается, что цена 1 литра бензина — примерно 22 руб. 40 копеек. Конечно, в этом весьма упрощенном примере мы учитывали мировые цены, не вычли из цены нефти экспортную пошлину, но мы и не прибавили затраты на производство и транспортировку. По-моему, это весьма наглядный пример, объясняющий сложившуюся систему ценообразования. В Венесуэле, приведенной в качестве примера, цена бензина для конечного покупателя дотируется государством. Это не значит, что бензин там реально стоит 1,3 руб. за литр. Это значит, что 1,3 руб. за литр платит покупатель, а остальное доплачивает за него государство.
— Начиная с осени прошлого года стоимость топлива сокращалась вплоть до мая 2009 года. Как вы объясните рост цен в последние месяцы?
— Рост цен, который мы наблюдаем, стал следствием повышения цен в оптовом звене, с марта начался мировой рост цен на нефть, что привело к увеличению экспорта и дефициту внутри страны. Причем АЗС подняли цены не соразмерно увеличению закупочных цен, а гораздо меньше. По этому вопросу ММНС провел экстренное заседание, на котором было составлено письмо в ФАС с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. ФАС запросил у оптовиков документы, объясняющие ценообразование, идут разбирательства. Сейчас могу сказать одно — розничные продавцы топлива третий месяц работают на грани рентабельности.
— Можете ли сделать прогноз по московским ценам нефтепродуктов на ближайшие 3 месяца, полгода, год?
— Прогнозы, как известно, дело неблагодарное. Одно могу сказать, что цены ниже не будут. Это объективно, ждать чудес не приходится.
О качестве
— Топливо какой марки наиболее востребованно на московском рынке?
— Самым популярным является бензин марок Аи-92, Аи-95 и дизельное топливо.
— Автолюбители, имеющие опыт езды как в России, так и за границей, скажем в Европе, отмечают разницу между нашим Аи-95 и европейским бензином с таким же октановым числом. Мол, стоит заправиться импортным бензином, как машина начинает работать тише и резвее. Бытует мнение, что на наших заправках нет 95-го бензина, произведенного по правильной заводской технологии, что его делают из 92-го добавлением соответствующих присадок. Прокомментируйте, пожалуйста.
— Объективно, технология производства бензина у нас и за границей существенно отличается. Иностранные нефтеперерабатывающие заводы и чисто технически оснащены лучше, и технологически впереди отечественных, не удивительно, что и бензина с одного барреля они производят больше. Хуже импортный бензин или лучше, судить не берусь. Одно знаю точно, машина привыкает, адаптируется к определенному бензину. Когда автомобилист меняет бензин (АЗС), машина начинает приспосабливаться к новым условиям, меняется ход ее работы. Относительно мнения о производстве 95-го бензина, так это не просто мнение, а технология производства. Очень мало 95-го бензина получают прямой перегонкой из нефти. Но это не означает, что бензин, произведенный с помощью присадок, — плохой. Это нормальный бензин, качество которого регламентируется и контролируется.
— Среди автолюбителей бытует мнение, что бензин на все заправки (Москвы и МО) поставляется с одного завода, вопрос лишь в том, насколько его испортили на пути к конкретному бензобаку. Откуда поставляется топливо на местные заправки?
— На АЗС Москвы и области можно заправиться бензином, произведенным практически на всех НПЗ России, это и Московский НПЗ, Рязанский, Уфимский, Самарский, Ярославский и др. Бензин с заводов доставляют на нефтяные базы, откуда уже на АЗС к конечным потребителям. «Испортить бензин по дороге» практически невозможно. На каждом этапе транспортировки качество бензина проверяется лабораторией, выдаются сертификаты. Госорганы также контролируют качество бензина. Конечно, не стоит списывать со счетов так называемый человеческий фактор, в любой работе может быть допущен технологический сбой, но и система контроля построена таким образом, чтобы не пропустить бензин не соответствующий Техническому регламенту до потребителя.
— Какие существуют стандарты качества бензина? Как должно быть и как есть?
— Основным документом, регламентирующим качество топлива, является Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В нем как раз и зафиксировано «как должно быть». «Как есть» фиксируют многочисленные надзорные органы, и если качество не соответствует регламенту, на АЗС накладывают взыскания.
— На каких АЗС Зеленограда и Ленинградского направления бензин соответствует наиболее высоким стандартам, возможным в России?
— Если говорить об экологических стандартах, то это те заправки, на которых реализуется топливо, соответствующее стандарту Евро-3 для бензина и Евро-4 для дизельного топлива. Лучше пока технически не возможно.
— Считается, что импортный бензин качественнее отечественного, т. к. на российских заводах стоит старое изношенное оборудование, да и к соблюдению технологии у нас относятся «по-русски». В окрестностях Зеленограда можно встретить заправки итальянской Agip, британской ВР и англо-голландской Shell. Стоит ли рассчитывать клиентам этих заправок, что их машины заправят более качественным импортным топливом?
— Было бы наивно предположить, что топливо на эти заправки везут из Англии или Италии. Названные АЗС реализуют топливо, произведенное на российских НПЗ. Просто иностранные компании расширили сферу своей деятельности и разместили розничные точки продаж на территории России. Везти топливо из-за границы просто не выгодно.
— Какие у потребителя гарантии, что он получил бензин именно той марки, за которую заплатил?
— В этом смысле покупатель бензина ничем не отличается от покупателя молока, например. И тот и другой согласно действующему законодательству имеют право потребовать у продавца паспорт качества и сертификат соответствия на продукт. Внимательные автомобилисты, наверное, замечали все эти документы в открытом доступе на каждой АЗС. Это требование закона, несоблюдение которого ведет к административному взысканию.
— Контролируются ли АЗС на соответствие продаваемого ими топлива соответствующим маркам?
— Разумеется, законом предусмотрены определенные контрольные мероприятия. Как я уже говорила ранее, на каждом этапе транспортировки топлива его качество подтверждают лабораторные исследования, результаты которых фиксируются документально. Что касается АЗС, то у контролирующих органов есть график проверки качества топлива на заправках, согласно которому на место выезжает лаборатория, берется проба топлива, проверяются все документы. В случае поступления жалоб от потребителей, проверка может осуществляться внепланово. Если выявлено несоответствие качества топлива заявленному документально или техническому регламенту, на АЗС налагаются штрафы.
— Целесообразность применения бензинов «ЭКТО» (от «Лукойла») и «ULTIMATE» (от BP)?
— В этом вопросе каждый автомобилист должен решать сам. Присадки, применяемые в данном случае, создают топливу дополнительные функции, например, очистки двигателя. Хочет автомобилист таким образом позаботиться о своем авто — пожалуйста. На характеристики бензина, как вида топлива, это никак не влияет.
— На сайте Департамента природопользования и охраны окружающей среды опубликован «черный» список из 39 АЗС, в который попала и одна зеленоградская заправка. О чем говорит попадание в «черный» список? Какие меры принимаются в отношении «черных» заправок?
— Попадание в «черный список» говорит о том, что на АЗС не соблюдены нормы закона в отношении качества бензина. Несоответствие выявляется по результатам инспекционной проверки Департамента природопользования Москвы. На нарушителей возлагаются штрафы в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей. Причем, если в «белом списке» АЗС автомобилист не нашел свою любимую заправку, это не значит, что на ней реализуют «плохое» топливо, это всего лишь означает, что ее еще не проверили.
Об обслуживании
— Многие автолюбители жалуются на недолив топлива на АЗС. Среди зеленоградских АЗС нет ни одной, в отношении которой не поступило бы подобной жалобы. Как возможно отследить недолив топлива? Как водителю действовать в случае обнаружения недолива?
— Да, это больная мозоль наших автомобилистов. Спешу всех успокоить. Технически организовать недолив при современном автоматизированном оборудовании практически невозможно! Такое было реальностью при механических колонках, когда оператор в любой момент мог остановить залив бензина вручную. Современные колонки просто не позволяют этого сделать. Когда автомобилист ориентируется на объем своего бака, он сам себя вводит в некоторое заблуждение. Во-первых, сами производители автомобилей, заявляя, например, объем бака 40 литров, изначально закалывают определенный запас, то есть реально это не 40 литров, а 42, например. Когда на своих датчиках автомобилист видит остаток топлива, он, к сожалению, не может определить его с точностью до литра, все это достаточно условно, соответственно и сказать, долили ему или нет, он не может. Возьмите обычную пятилитровую бутылку с водой. Технологией предусмотрен долив до определенного уровня, соответствующего объему 5 литров, но в емкости остается свободный объем, куда можно долить еще воды. А, допустим, вы не знаете, сколько в бутылке осталось, как вы поймете, сколько надо долить? Так и с бензином. Кроме того, на каждой АЗС должен быть мерник. Любой автомобилист может проверить работу колонки по мернику, в случае выявленного несоответствия написать жалобу на АЗС в установленном порядке в контролирующие органы, координаты которых находятся в открытом доступе на каждой АЗС в «Уголке потребителя».
— Контролируется ли на АЗС правильность работы колонок с этой точки зрения?
— Конечно, как любой измерительный прибор, как весы в магазине, например, колонки регулярно проверяются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, по результатам проверки на каждую колонку оформляется сертификат соответствия. На каждой АЗС должен быть мерник. Любой автомобилист может проверить работу колонки по мернику, а в случае выявленного несоответствия — написать жалобу на АЗС.
Анна Данилова
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|