Тор 10
Встречки бывают разные
Водитель с 20-летним стажем, житель Зеленограда:
«Выезжал на Березовую аллею с прилегающей территории. Несмотря на то, что в мозгу прочно засела мысль, что пересечение сплошной карается лишением прав, а значит — может обойтись очень дорого, все-таки решил поехать сразу налево через сплошную, благо дорога была совершенно пустая. И попал в объятия гаишника. Он сразу расценил мой маневр, как выезд на встречку с последующим лишением прав на полгода, недвусмысленно намекая на возможность откупиться на месте. Нежелание становиться пешеходом на полгода заставило меня расстаться с 3000рублей».
На самом же деле такое нарушение не может быть квалифицировано как выезд на полосу встречного движения. Оно попадает под действие статьи 12.16 КоАП РФ и наказывается штрафом в размере 100 рублей.
Чтобы помочь нашим читателям лучше ориентироваться в статьях КоАП, мы обратились в ОГИБДД Зеленограда за разъяснениями по наиболее частым схемам выезда на полосу встречного движения.
Начнем с «лишенческих» статей. Иначе говоря, за какой маневр с выездом на встречку водитель может лишиться прав? Самое распространенное нарушение — обгон с выездом на полосу встречного движения там, где это запрещено знаками или разметкой. Согласно статье КоАП РФ 12.15 пункт 4, такой маневр наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Тут уж, как суд решит. При этом следует помнить, что приоритет дорожных знаков выше, чем у дорожной разметки. Например, в зоне действия знака «Обгон запрещен» выезд на полосу встречного движения, связанный с обгоном, запрещен, даже несмотря на прерывистую линию, казалось бы, позволяющую данный маневр.
Также лишиться водительских прав можно за движение в противоположном направлении по дороге с односторонним движением. При этом необходимо знать, что въезд «под кирпич» может повлечь лишение прав только в том случае, если она связана с выездом на дорогу с односторонним движением в противоположном направлении. В других случаях это квалифицируется по статье КоАП РФ 12.16 как несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Штраф за данное нарушение не может превышать 100 рублей.
Лишением прав по статье 12.15 пункт 4, вне зависимости от наличия запрещающих знаков или дорожной разметки, наказывается обгон с выездом на встречку, совершенный в нарушение статьи 11.5 ПДД РФ. В частности: обгон на пешеходных переходах, на перекрестках при следовании по второстепенной дороге, обгон в непосредственной близости от железнодорожного переезда (ближе 100 метров), в конце подъема или на других участках дороги с ограниченной видимостью. Тот ли это участок, и насколько ограничена видимость — каждый трактует по-своему, в том числе и инспектор ГИБДД. Спорные моменты рекомендуется решать в суде.
Теперь рассмотрим нарушения, квалифицирующиеся по статье 12.15 пункт 3 и влекущие за собой штраф от 1000 до 1500 рублей. Ни о каком лишении прав здесь речи не идет. Конечно, в нашем городе нет трамвайных путей, но всем зеленоградцам, время от времени бывающим в пределах МКАД, не лишне будет помнить, что обгон по трамвайным путям встречного направления квалифицируется именно по этой статье. Также штрафом в 1000-1500 рублей наказывается разворот через сплошную или двойную сплошную.
Не стоит забывать и о том, что нарушения, связанные с выездом на полосу, предназначенную для общественного транспорта, даже в попутном направлении, могут повлечь штраф в размере 500 рублей. Такой же штраф положен водителям, предпочитающим езду по обочинам. Езда по тротуару обойдется значительно дороже — 2000 рублей. При этом любая обочина в глазах инспектора ГИБДД может превратиться в тротуар, если нарушение произошло в зоне населенного пункта.
В завершении хочется описать схему, которая вызвала бурное обсуждение среди сотрудников ГИБДД. Представим такую ситуацию: водитель начал обгон, связанный с выездом на полосу встречного движения, когда в поле его зрения не было запрещающего знака или разметки. В ходе обгона он заметил, что разметка поменялась, при этом он обязан завершить обгон. В зеленоградском отделе ГИБДД пришли к выводу, что такая ситуация не несет в себе состава нарушения, если водитель при первой возможности завершает обгон, возвращаясь в свой ряд уже через сплошную линию разметки или в зоне действия знака «Обгон запрещен». Однако это может быть квалифицировано как нарушение статьи 12.15 пункт 4, если водитель продолжит обгон и не вернется на свою полосу при первой возможности. Поскольку о возможностях водителя зачастую приходится судить сотрудникам ГИБДД, подчас это квалифицируется неправильно. При этом большинство административных дел по таким прецедентам возвращаются из суда с оправдательным приговором. Такой же спор вызвала история об одном очень хитром человеке, который где-то на областной трассе, устав стоять в пробке, развернулся и по обочине встречной полосы, задним ходом, с включенной «аварийкой» весьма бодро удалился в нужном ему направлении. Вот интересно было бы посмотреть на того инспектора, которому попался бы такой «умник».
Конечно, все водители должны соблюдать Правила дорожного движения. С этим никто спорить не будет. Но для того чтобы их соблюдать, необходимо, как минимум, знать их. Помнить свои права и обязанности. Тогда и нечистым на руку гаишникам поживиться будет нечем. Если же ситуация спорная, но вы уверены в своей правоте, обращайтесь по телефону доверия ГИБДД в Зеленограде (499) 733-17-70. И помните, что есть статья КоАП РФ 12.35 «Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию», которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере до 20 тысяч рублей.
Александр Ивашков
Редакция Инфопортала Зеленограда благодарит инспектора по исполнению административного законодательства 2-го отделения ОГИБДД Зеленограда Сергея Ермакова за предоставленные комментарии
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|