Тор 10
Что такое Европротокол, и с чем его едят
Постановлением правительства РФ №287 от 19 апреля 2008 г. с 1 марта 2009 года узаконена упрощенная процедура оформления мелких ДТП, большинство которых происходит в тесноте автомобильных пробок и парковок.
Чаще всего последствия таких ДТП невелики: поцарапанный бампер, помятое крыло или дверь. Ущерб небольшой, но сколько же времени и нервов тратится на то, чтобы дождаться инспектора ГИБДД и оформить происшествие — даже в Зеленограде время ожидания может составлять более 3-х часов! Упрощенная процедура оформления ДТП призвана облегчить участь «поцеловавшихся» бамперами автомобилистов.
Однако два месяца спустя мы наблюдаем все ту же картину. Двое несчастных стоят возле своих поцарапанных автомобилей и ждут наряда ГИБДД, а пробка растет с каждой минутой, причем, как правило, в обе стороны.
Происходит это потому, что большинство автолюбителей просто не знают, в каких случаях применим упрощенный вариант оформления ДТП, а также что и как в этом случае необходимо делать.
До 1 марта 2009 года у водителей не было причины гадать «тот ли это случай?» — любой участник ДТП на момент подачи заявления о страховой выплате прилагал к нему справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную в ГИБДД, копию протокола об административном правонарушении, оформленного в связи с происшествием, и копию постановления по делу. Таким образом, водители, даже согласные между собой об обстоятельствах ДТП, для возможности получения страховой выплаты вынуждены были обращаться в ГИБДД. При новом упрощенном порядке оформления ДТП потерпевшему предоставлено право обращаться в страховую компанию за возмещением имущественного ущерба без справок из ГИБДД, а только лишь на основании заполненного извещения о ДТП. Подобная процедура применяется в большинстве стран Европы. Отсюда и название упрощенной процедуры самостоятельного оформления ДТП — Европейский протокол.
На бумаге все красиво, но малопонятно. Тем более интересно, что думают по поводу нововведения в подразделениях ГИБДД и в страховых компаниях. Для начала за комментариями мы обратились к руководителю Зеленоградского филиала страховой компании «Мегарусс-Д» Оксане Кочетковой, которая рассказала, что, исходя из буквы закона (то есть, теоретически), основанием для упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия является одновременное наличие следующих обстоятельств:
- в ДТП участвуют только два транспортных средства;
- оба участника ДТП имеют полис ОСАГО, оформленный после 1 марта 2009 года;
- никто из людей не пострадал, а вред причинен только автомобилям;
- характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывает разногласий у участников ДТП;
- участники ДТП пришли к соглашению о том, кто из них является виновником;
- ущерб по оценкам пострадавшего не превышает 25 тысяч рублей.
Последовательность действий участников ДТП при упрощенной схеме оформления такова:
- Оба участника ДТП должны заполнить свои экземпляры заявления о ДТП, заверив при этом каждый экземпляр не только собственной подписью, но и подписью второго участника.
- В течение 15 дней участники ДТП обязаны передать заполненные извещения в свои страховые компании. При этом потерпевший всегда предоставляет свой экземпляр извещения вместе с заявлением на страховую выплату, которая в данном случае не может превышать 25 тысяч рублей. Ранее потерпевший предоставлял заявление о страховой выплате в страховую компанию виновника, но теперь он имеет право воспользоваться прямым урегулированием, направив такое заявление собственному страховщику. Имеет право, но не обязан. Также надо помнить, что под прямое урегулирование попадает каждый автомобилист, застраховавший свою ответственность по ОСАГО после 1 марта 2009 года. Остальные пока не могут воспользоваться этой возможностью. При этом в ГИБДД сообщать ничего не нужно, и никаких справок оттуда не требуется.
Но это все в теории. Что касается практики, то у страховщиков ее пока попросту нет:
— На практике все может оказаться не так просто, — говорит Оксана Кочеткова. — Считаю, что нововведения, касающиеся Европейского протокола и прямого урегулирования, пока еще «сырые». Раньше чем через год, когда у всех на руках окажутся страховые полисы ОСАГО, оформленные после 1 марта 2009 года, работать нововведения, к сожалению, практически не будут. Это показывает статистика. По всем филиалам нашей компании в Москве и Московской области с 1 марта 2009 года был зарегистрирован только один страховой случай в связи с ДТП, оформленным по Европейскому протоколу.
Нет статистики по упрощенной процедуре оформления и в зеленоградском отделе ГИБДД:
— Участники ДТП, оформляя Европротокол, не должны вызывать инспектора и не обязаны извещать ГИБДД о случившемся. Откуда же взяться статистике? — говорит начальник 2-го отделения ОГИБДД Зеленограда Виктор Назаркин. — Кроме того, несмотря на телевизионную пропаганду безопасности дорожного движения и, в частности, последних нововведений, позволяющих оформлять ДТП самостоятельно, очень мало водителей, которые точно знают, что именно и в каких случаях необходимо делать, чтобы не вызывать сотрудника милиции на место ДТП.
Но дело и в том, что процедура упрощенного оформления дает большие возможности различным мошенникам. Такая схема проходит без открытия административного дела. Поэтому, во избежание различных сложностей с получением страховки, Виктор Назаркин рекомендует все же вызывать инспектора ГИБДД на место аварии. Любая информация о ДТП, попавшая в милицию, включает механизм административного производства. ДТП, в большинстве случаев, представляет собой административное правонарушение, независимо от ущерба. И оформление протокола инспектором начинает производство по делу. «До 1 марта решение по делу являлось единственным бесспорным основанием обращения в страховую компанию. Не уверен, что таким же бесспорным основанием будет Европротокол, который не подразумевает открытие административного дела», — отмечает Виктор Назаркин.
Кроме того, даже если участники ДТП не вызвали инспектора, а решили воспользоваться упрощенной процедурой оформления, то проезжающий мимо и заметивший аварию инспектор ГИБДД все равно обязан остановиться и оформить ДТП. Это его служебная обязанность. Даже несмотря на то, что участники ДТП пришли к соглашению не вызывать сотрудников милиции. Потому что если инспектор присутствовал, но не оформил протокол о ДТП, то он несет за это ответственность. Если мнение одного из участников ДТП, оформивших Европротокол, со временем поменяется, и он окажется несогласным, то он может сослаться на инспектора, который присутствовал на месте ДТП, но не составил протокол. В этом случае виноватым окажется и инспектор.
По мнению Татьяны Эристовой, инспектора ОГИБДД Зеленограда по пропаганде, люди пока предпочитают перестраховаться и вызвать инспектора ГИБДД для оформления протокола. К тому же, как показывает практика, участники ДТП часто не могут придти к обоюдному согласию о виновности кого-либо из них, не могут оценить сумму ущерба, что делает невозможным использование Европротокола.
Мы постарались разобраться во всех тонкостях применения новой процедуры, однако масса вопросов осталась без ответа. И в страховой компании, и в ОГИБДД только разводят руками. Например, как будет решаться вопрос с наказанием виновного в ДТП — ведь, как правило, именно нарушение правил дорожного движения становится причиной аварий. При оформлении Европротокола получается, что виновник аварии избегает наказания за нарушение, а это может быть и «несоблюдение скоростного режима», и «проезд на запрещающий сигнал светофора». Также непонятно, как поступать автовладельцу, если на каком-нибудь посту ДПС его попросят предъявить справку из ГИБДД о произошедшем ДТП, о котором будут свидетельствовать повреждения на машине. Что, покинул место аварии? А это, между прочим, грозит лишением права управления автомобилем от года до полутора лет по ст. 12.27 ч. 2 КоАП РФ.
Новый закон не дает ответа на эти вопросы.
Александр Ивашков
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|