Тор 10
Не пропустил - плати?
- Да!
- Даже когда садитесь за руль?
- А пешеходов Вы всегда пропускаете?
- Это зависит от обстановки на дороге, моего настроения, да мало ли причин…
- А Вас когда-нибудь штрафовали «за непредоставление преимущества пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе»?
Думаю, ответ очевиден. Так вот, теперь будут! На 1000 рублей.
13 февраля в первом чтении был принят законопроект о десятикратном увеличении размера штрафа для автомобилистов за непредоставление преимущества пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах. Окончательно закон еще не принят, но крепнет предчувствие, что час расплаты не за горами – приближаются незапланированные расходы...
За что, командир!?
Чтобы не попасть впросак, следует разобраться, что же такое «непредоставление преимущества пешеходу на нерегулируемом пешеходном переходе».
Итак, нерегулируемый переход, зона, на которой пешеход имеет приоритет. Чаще всего это участок дороги, ограниченный соответствующими знаками или обозначенный «зеброй». Так что, все просто. Видишь белые полоски на асфальте или столбы с черными человечками на синем фоне – лучше притормози.
Что делать водителю, если знаки перехода не совпадают с разметкой трассы? Вопрос отнюдь не праздный, ведь такие ситуации возникают и в Зеленограде. Они бывают связаны с ремонтными работами и изменением разметки проезжей части.
Как сообщили в зеленоградском ГИБДД, зона пешеходного перехода ограничивается дорожными знаками, и, даже если «зебра», расположенная между знаками, находится на расстоянии нескольких метров от них, водителю нужно давать дорогу пешеходу на всем участке. Ну а если ему не повезло, и знаки перехода располагаются далеко от «зебры», в первую очередь надо обращать внимание именно на них, а уж потом на разметку.
Согласно ПДД, преимущество (приоритет) – это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения. То есть от водителя требуется не создавать помех пешеходу, которые могут вынудить его изменить направление движения или скорость.
А что делать, если пешеход просто стоит у перехода? Можно ли считать его готовым перейти дорогу и начавшим маневр? В ОГИБДД Зеленограда согласились, что никаких четких признаков готовности пешехода перейти дорогу в правилах дорожного движения и других законодательных нормах не прописано. Просто, если водитель видит пешехода, стоящего неподалеку от «зебры», надо остановиться. Но «неподалеку» – понятие весьма растяжимое.
К тому же, в последнее время появилась новая проблема. Если раньше пешеходы жаловались на то, что им не уступают дорогу, то теперь боятся ее переходить даже тогда, когда все машины остановились. А пока такой пешеход на тротуаре размышляет, стоит ли ему двинуться с места, водители вынуждены ждать, потому что, если они и пешеход рванут с места в один и тот же момент, плохо будет всем. И кто же будет виноват в такой ситуации?
А судьи кто?
Мерилом законности поведения людей на пешеходном переходе является на сегодняшний день только инспектор ГИБДД. Сказал инспектор, что видел, как пешеход или водитель не остановился вовремя, и ничего с этим уже не поделаешь, ведь сотрудник ГИБДД – представитель власти. Однако, часто ли вы видели сотрудников ГИБДД, дежурящих на пешеходных переходах? Хватит ли инспекторов для контроля над всеми нерегулируемыми переходами хотя бы в Зеленограде?
Да и всегда ли инспектор сможет привлечь невежливого водителя к ответу, даже став очевидцем нарушения? Пожалуй, что нет. И это одна из главных трудностей реализации нового закона. Ведь даже если соблюдены все условия, и водитель не уступил дорогу пешеходу, действительно имевшему преимущество в этой зоне, где доказательства, что именно этот водитель заставили пешехода изменить траекторию движения? Может быть, пешеход остановился посреди дороги, потому что просто задумался? То есть только сам пешеход, как потерпевшая сторона, может подтвердить вину водителя. А какова вероятность, что к моменту разговора нарушителя с инспектором ГИБДД пешеход не уйдет своей дорогой? Правильно – ничтожная.
Чтобы исключить человеческий фактор, в ГИБДД делают ставку на программу повышения безопасности дорожного движения, согласно которой на трассах устанавливаются камеры видеофиксации нарушений. Это очень удобно: они и нарушителей сами определяют, и номер машины, и информация до хозяина автомобиля доводится автоматически. А дальше ему самому предстоит вспоминать, когда и что он натворил или кому одалживал машину в день нарушения. В любом случае, штраф платить ему придется.
Но и это не панацея, ведь камеры не разместят повсеместно, часть переходов все равно останется без внимания. А в Зеленограде камер и вовсе пока нет, они только должны быть установлены до конца 2010 года.
Хотели как лучше, а как получится?
На первый взгляд, новый закон всем хорош, ведь он пропагандирует очень важный элемент безопасного дорожного движения – вежливость и взаимное уважение на дороге, призывает водителей лишний раз задуматься о своем поведении на дороге и тем самым потенциально снижает количество ДТП.
Однако, создается впечатление, что даже с введением нового закона ситуация на дороге вряд ли серьезно изменится, так как у водителей по-прежнему остается реальный шанс остаться безнаказанными. Получится ли реализовать очередное полезное начинание? Верна ли ставка законодателей на усиление наказания, как основной мотив для соблюдения правил? Подобные меры успешно сработали в случае с ремнями безопасности, в ГИБДД уверены, что они будут эффективными и в данном случае.
Поживем – увидим.
Маргарита Твердова
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|