Тор 10
Выживут ли автошколы?
Хотели как лучше
Еще в 2006 году правительство серьезно озаботилось ситуацией на дорогах и взяло курс на выполнение федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах». И теперь все нововведения в этой сфере подчинены ее реализации.
Одним из последних шагов, нацеленных на улучшение качества подготовки водителей, стало увеличение количества часов практических занятий в автошколах. Уже с 1 января нынешнего года будущие водители, претендующие на права категории «B», вместо 32 учебных часов смогут провести за «баранкой» все 50. При этом срок обучения в автошколах не изменился, а часы под практику вождения были высвобождены за счет теоретических занятий. В частности, из программы исключено изучение техобслуживания автомобиля и его устройства. Спора нет, при нынешней ситуации на дорогах дополнительные часы практических занятий лишними не будут, а знание устройства автомобиля вряд ли пригодится.
Следующим шагом по повышению качества подготовки водителей стал документ, принятый 12 декабря 2008 года Министерством образования и науки Российской Федерации. Речь идет о перечне требований к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами.
Согласно принятому Министерством образования документу, уже с 1-го июля 2009 года каждая автошкола должна будет:
1. обзавестись собственным автодромом, который будет максимально воссоздавать реальные дорожные условия: площадка должна быть оборудована светофорами, железнодорожными переездами и прочим оборудованием для подготовки водителя к езде в условиях реальной действительности;
2. оснастить каждый учебный автомобиль видеокамерами, которые будут фиксировать процесс обучения и сдачи экзаменов (такие меры, по мнению министерства, помогут разрешить спорные ситуации, возникающие во время сдачи экзаменов в ГИБДД);
3. установить специальный программный комплекс, который будет оценивать различные психо-физиологические качества будущих водителей, такие как восприятие пространства и времени, глазомер, психологическую и эмоциональную устойчивость, распределение внимания и динамику работоспособности;
4. на экзаменах, помимо тестов на знание правил дорожного движения, проводить тестирование личностных качеств будущих водителей: темперамент, склонность к риску, конфликтность и т. п. Для выполнения этой задачи на экзаменах должен будет присутствовать психолог.
По мнению авторов документа, два последних требования помогут предотвратить опасные ситуации на дороге, вызванные особым эмоциональным или психологическим состоянием водителя, которые могут случиться даже несмотря на отличные навыки вождения.
А получилось как всегда
Всё это, несомненно, хорошо, и новые требования только улучшат качество подготовки будущих водителей. Но вот вопрос: готовы ли автошколы и ГИБДД к таким нововведениям и смогу ли они выполнить все требования в отведённый срок? Как нам сообщили в ОГИБДД Зеленограда, на данный момент никаких конкретных действий с их стороны не предпринимается. Это связано с тем, что ГИБДД подчиняется Министерству внутренних дел и не может выполнять указания Министерства образования – для того, чтобы предпринять конкретные меры по преобразованию процедуры сдачи экзаменов, одного нормативно-правового акта от Министерства образования мало. Таким образом, ГИБДД приступит к работе над нововведениями, как только будет принят совместный документ между МВД и Министерством образования.
С зеленоградскими автошколами картина тоже весьма туманная. На данный момент ни одна автошкола не может похвастаться не только выполненными требованиями, но даже хоть какой-то подготовкой к преобразованиям. На наши вопросы о готовности автошкол к новым условиям обучения нам в один голос отвечали, что никаких официальных бумаг «свыше» они пока не получали; «да, слышали и в интернете читали, но пока предпринимать ничего не собираемся».
Однако, если новые требования все-таки будут взяты на вооружение, зеленоградские автошколы просто не смогут им соответствовать. Основным камнем преткновения для них станет организация автодрома, для оборудования которого потребуется не менее 1 гектара земли, а также существенные вложения в его обустройство светофором, переездом и прочими «деталями». На сегодняшний день в Зеленограде нет автошкол, которые могут похвастаться такими территориями.
Понятно, что в застроенном Зеленограде, не говоря уже о «забитой» домами Москве, такую роскошь себе мало кто может позволить хотя бы из-за отсутствия свободных площадей. Возможно, крупным автошколам и удастся найти деньги на строительство современных автодромов, однако им придется столкнуться с проблемой поиска свободных земельных участков. Для небольших же заведений, не располагающих достаточными денежными средствами, выходом может стать объединение, чтобы отстроиться в складчину. Правда, на практике довольно сложно объединить конкурирующий бизнес.
К сожалению, ситуация с введением новых требований для автошкол не удивляет. Инструкции приняли, пальцем пригрозили, а о том, что реализация подобных преобразований перекроет воздух образовательным учреждениям, не подумали.
Пессимистический прогноз
На днях департамент ОБДД МВД России принял решение о проведении в 2009 году Межрегиональных конференций автошкол во всех федеральных округах, которые будут посвящены проблемам реализации новых программ подготовки водителей, требованиям к автошколам по оснащению техническими средствами и требованиям к квалификации педагогических кадров. Может быть, эти конференции дадут какие-нибудь результаты, кроме пустых разговоров и заочной паники.
А сегодня ситуацию можно назвать критической, и это не будет преувеличением. Ведь уже летом, если новые требования не будут пересмотрены, большинство автошкол просто закроется. В оставшихся «на плаву» учебных заведениях стоимость обучения неминуемо подскочит в несколько раз. И это объяснимо, ведь школам придется «отбивать» понесенные расходы: один автомобильный тренажер стоит, как минимум, 200 тысяч рублей, а строительство автодрома оценивается в несколько миллионов рублей.
Естественно подобная ситуация поспособствует расцвету деятельности «вольных» инструкторов, которые на каждом углу будут предлагать частные занятия по вождению. Никакой гарантии в их компетентности и профессионализме, конечно, не будет. А самое главное, что многим желающим влиться в ряды автолюбителей будет куда проще купить права (а эта система, как известно, развита и функционирует вовсю), чем губить свои нервные клетки при прохождении всей процедуры обучения и получения водительского удостоверения. Не получится ли так, что число горе-водителей не уменьшится, на что нацелена новая программа, а наоборот увеличится?
А автошколы ждут. Ждут, пока в кратчайший срок «бумагой» свыше их не обяжут под страхом ликвидации привести автошколу и относящиеся к ней территории в требуемый вид. А поскольку пока не видно, что правительство собирается финансово или как-то иначе помогать образовательным учреждениям, то автошколам следует уже сейчас зашевелиться и начать предпринимать меры. Но, как говорится, «пока гром не грянет, мужик не перекрестится»…
Будущим водителям остаётся только брать ноги в руки и уже «вчера» спешить записываться в автошколы, пока ещё есть время. Ведь потом такой возможности уже может и не быть.
Михаил Бушнев
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|