Тор 10
Средство от заноса
Многие нерасторопные водители еще не сменили резину с летней на зимнюю, а многих и сезонные покрышки не спасают. Тут и там можно наблюдать, как маневрируют не справившиеся с управлением и попавшие в занос водители.
Мы полагаем, что многие наши читатели прекрасно знают, как грамотно выйти из такой неприятной ситуации, а для начинающих водителей мы вкратце поведаем о том, как быть, если на обледенелой дороге вы потеряли контроль над машиной.
Как не попасть в занос? Лучший способ избежать проблем на дороге (речь идет не только о заносах) - это плавное вождение. Настоящие профи управляют автомобилем так, что пассажир практически ничего не чувствует во время поворота или торможения. Вам следует тщательней планировать свои действия, смотреть «в оба» и сбавлять скорость, особенно на незнакомой дороге. В подавляющем большинстве случаев заносы случаются от того, что машина едет быстрее, чем позволяют дорожное покрытие и погода.
Гололед представляет особо опасную зону! При этом не забывайте, что настоящая причина любого заноса - это ошибка водителя. Резко крутаните руль, попробуйте войти в поворот на высокой скорости или переборщить с ускорением или торможением - и у вас появится «отличная» возможность попрактиковаться в выходе из заноса. Тщательно следите за системой торможения вашего авто, заботьтесь о том, чтобы тормоза всегда были исправны и отрегулированы, так как поперечный дисбаланс в тормозах может спровоцировать занос или же усугубить его.
Разберемся с двумя основными видами заносов.
- Собственно занос (или избыточная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче желаемого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой, и слишком большой движущий момент приложен для угла, на который повернуты передние колеса. Часто это происходит при попытке дать газу на выходе из поворота.
- Снос (или недостаточная поворачиваемость) может возникнуть, если развернуть передние колеса на угол, слишком большой для движущего момента в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в прежнем направлении, несмотря на поворот руля.
К сожалению универсального «рецепта» нет, так как способ «выхода» из заноса зависит от того, какой привод на вашем авто: передний, задний или полный.
Итак, в случае, если вы обладатель переднеприводного авто, то:
При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть рулевое колесо в сторону заноса также, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не уменьшть подачу топлива. На переднеприводном автомобиле уменьшать подачу топлива надо до поворота. Если занос был слишком велик, то необходимо одновременно дополнительно увеличить подачу топлива, так как в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль из заноса.
Прием вывода переднеприводного автомобиля из заноса путем увеличения подачи топлива можно использовать и самостоятельно, так как передние ведущие колеса вытянут автомобиль в направлении движения. При этом нет необходимости в корректирующих действиях рулевым колесом.
Из этого следует главное правило прохождения поворота на автомобиле с передним приводом: понизить скорость до поворота, войдя в поворот, двигаться с постоянной скоростью, а если возможно, то и с небольшим ее увеличением.
Однако увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как только они потеряют сцепление с дорогой, то перестанут направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой — наступает снос. Увеличение угла поворота рулевого колеса в этой ситуации ничего не дает. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в нужном направлении необходимо плавно несколько уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой.
Ваш заднеприводный автомобиль потерял контроль? Не беда! Зная следующие правила, Вы сможете выйти «сухим и воды».
Не стоит, однако, забывать, что на скользкой дороге автомобиль с классическим приводом более склонен к заносу задней оси - на снегу, льду, свежем асфальте, мокрой дороге (а это, увы, в России не редкость), но, тем не менее, алгоритм преодоления заноса существует.
В обычных автошколах учили и продолжают учить, что при возникновении заноса надо крутить руль в сторону развивающегося заноса, при этом сбросить газ и/или выжать сцепление. Да, действительно, в начальной фазе заноса так и надо поступать, но по каким-то причинам учеников забывают предупредить о том, что следующее ритмическое скольжение задней оси в противоположную сторону всегда сильнее и, как правило, ведет к развороту (так называемое явление динамического хлыста).
Алгоритм поведения в ситуации с развивающимся заносом на заднем приводе следующий: в начальной фазе заноса резко повернуть руль в ту же сторону и, не дожидаясь эффекта от этого действия, вернуть его обратно в нейтральное положение. Выполнив серию таких опережающих действий, можно постепенно уменьшить угол заноса и стабилизировать автомобиль, не доводя до появления динамического хлыста. Но любая стабилизация – это не просто руление, а комплекс одновременных действий.
Если делать так, как учат в обычных автошколах инструкторы с формальным отношением к делу, то резкий сброс газа вкупе с начавшимся заносом приведет к такому перераспределению веса по осям автомобиля, что никакое руление уже не поможет поймать «танцующую» заднюю ось.
Несколько заумное описание правильного способа обращения с газом в заносе на заднем приводе звучит так: слегка отпустить педаль акселератора, чтобы равномерно распределить нагрузку по обеим осям, но ни в коем случае не бросать ее и не выжимать сцепление. Более того, по мере стабилизации автомобиля допускаются кратковременные импульсы газом в момент прохождения задней оси через нулевую точку (ровное положение автомобиля относительно направления первоначального движения), как бы выталкивающие машину из заноса.
Водителям полноприводного авто в случае попадания в занос повезло меньше всего, так как такие автомобили сложнее и в техническом исполнении, и в управлении. Они могут демонстрировать как избыточную, так и недостаточную поворачиваемость. Прежде всего это зависит от постоянства подключения привода, перераспределения крутящего момента двигателя по осям и колесам, а также настроек электронных систем стабилизации.
«Сорвать» полноприводный автомобиль в занос трудно, а вот выйти практически невозможно. Потому что в случае с полным приводом, нажимая или сбрасывая газ, мы ускоряем или тормозим все четыре колеса.
К сожалению, нет каких-либо стандартных рекомендаций по восстановлению управляемости. Одна модель может реагировать на сброс газа, другая, наоборот, требует увеличения оборотов двигателя. Причем один и тот же автомобиль в тех или иных ситуациях может вести себя по-разному. Другими словами каждая полноприводная машина требует индивидуального подхода к управлению и изучения повадок на практике. Как вариант стоит придерживаться «золотой середины»: руль поворачивайте в сторону заноса. Только учтите, что для выхода из заноса полному приводу нужно больше места, чем переднему или заднему.
Конечно же существуют курсы экстремального вождения, на которых вы сможете набраться навыков управления своим авто в той или иной критической ситуации. Поведение машины на скользких поверхностях также тщательно прорабатывается. В любом случае, лишними такие навыки и знания не будут.
В Зеленограде мы не смогли найти официальные курсы по экстремальному вождению, наткнулись лишь на объявления частников. А вот в Москве подобных курсов масса. Правда обойдется это вам от полутора до трех тысяч рублей за час в зависимости от программы обучения.
Михаил Бушнев
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|