Тор 10
Почем бензин для народа?
- Почему, несмотря на падение цен на нефть, стоимость бензина в России не снижается?
- Видимо, потому что в России бензин делают не из нефти...
Несмотря на существенное падение цен на нефть во всем мире, в России цены на бензин почему-то не снижаются, либо снижаются очень незаметно.
Весной 2008 года нефть стремительно дорожала, и многие аналитики прогнозировали, что цена вскоре достигнет $150 за баррель. В частности, такого мнения придерживался руководитель подразделения по сырьевым рынкам инвестиционного банка Goldman Sachs Джефри Курье. «Возможно уже летом», - сказал он. В июле нефть действительно подошла вплотную к этой отметке, но после этого начала стремительно дешеветь. К началу октября цена барреля опустилась ниже $80. «Ага!», - подумали наивные российские граждане, - «наконец-то бензин подешевеет!». «Не спешите», - предостерегли их другие, «сначала нефтяные компании должны продать имеющиеся на складах остатки топлива, произведенные из дорогой нефти, и только потом...». Когда же наступит это «потом»? Стоит ли ждать снижения цен на бензин в России?
Но при всем при этом ситуация складывается несколько иным образом. В России цены на бензин в июле росли, и, только лишь в начале августа отметилось их падение. С начала августа до середины ноября цена самого популярного топлива марки АИ-92 упала с 24,45 руб. до 22,34 руб. Получается, на 8,6 процентов.
По мнению нефтяного аналитика UBS Дмитрия Лукашева, исходя из динамики падения стоимости нефти на мировых рынках, оптовые цены на бензин в России должны были упасть где-то на 20-30 процентов. Что касается розницы, то с учетом маржи, это цифра должна быть чуть скорректирована. Однако с августа до середины октября отмечалось лишь незначительное снижение цены.
Серьезный спад цен на бензин все-таки произошел. Это случилось в двадцатых числах минувшего месяца. Причиной тому послужило принуждение Федеральной антимонопольной службой (ФАС) главных в стране нефтяных игроков снизить цены. Лукойл, Газпром нефть, ТНК-ВР, Роснефть и Сургутнефтегаз получили письма за подписью главы ФАС Игоря Артемьева с предупреждением о том, что если цены на топливо не будут снижены, служба оштрафует их за нарушение антимонопольного законодательства. В результате с 20 октября по 10 ноября цены на бензин снизились примерно на 5 процентов. Несмотря на видимую активность ФАС, темпы падения внутренних цен на бензин куда меньше аналогичного показателя в Европе и США. Например, в Европе только за октябрь цены снизились на 9 процентов.
Почему мы отстаем от Запада? И отстаем ли? А если отстаем, то, как обычно, возникает извечный вопрос: Кто виноват?
Мы обратились к экспертам.
Вот что нам ответил ведущий аналитик информационного агенства «Neftegaz.RU» Александр Дармин:
«Действительно, цены на нефть в США снизились в два раза за тот период, как начали падать цены на нефть, а в России на 10%, причем с ритуальными плясками ФАС. На самом деле, стоит учитывать ряд наших особенностей.
Во-первых, при условной цене на топливо в 25 рублей за литр, что было еще совсем недавно, 10 рублей - это себестоимость производства литра бензина и надбавка производителя. Под себестоимостью я подразумеваю не только переработку самой нефти, но и ее добычу, транспортировку, транспортировку бензина, поддержание и строительство АЗС. А вот 15 рублей из этих условных 25 - это налоги, главными из которых являются акциз и НДПИ. Сразу ясно, что взывать к падению цены на нефть, оставляя налоговое бремя на прежнем уровне - значит наносить удар по экономике самих компаний. Каждый сэкономленный таким образом рубль - это отъем денег у компании, то есть дешевле условных 15 рублей бензин никогда не будет. Спрашивать нужно, прежде всего, с государства, так как объемы производства бензина сейчас достаточны, нет его дефицита, поэтому, по сути, расти им не от чего. Снижать же цены далее в условиях кризиса путем натравливания ФАС на нефтяные компании - значит уничтожить их, в особенности небольшие, которые не имеют собственной нефтепереработки.
Во-вторых, не стоит забывать и о самих компаниях. Они работать в убыток не будут, они не общественные организации. Тем более, что при высоких пошлинах продавать бензин в стране все выгоднее. Снизив же цены значительно, они смогут выдавить с рынка малых производителей, которые не выдержат такой конкуренции.
В-третьих, сами российские покупатели никак не снизили свое потребление бензина, несмотря на его цену. Статистика показывает, что американцы перестали покупать внедорожники, стали ограничиваться одной машиной на семью, и поэтому в течение нескольких месяцев потребление снизилось на 40%. Конечно, не только из-за этого, но, учитывая, что те же джипы сейчас продают только в России и Саудовской Аравии, а машин на улицах становится все больше, продавец бензина не заметил падения спроса, и поэтому посчитал цену вполне нормальной».
Также по данному вопросу высказался Андрей Кузнецов, представитель интернет-проекта NGE.ru:
«Стоит в первую очередь в этом вопросе разбирать розничные цены на бензин. Ценники на некоторых АЗС меняются, но, конечно, не массово. В чем причина? Причина проста. Весь рынок делится на 2 части: ВИНКи и не ВИНКи (независимые реализаторы). ВИНКи не снижают цен, потому что хотят компенсировать убытки на внешнем рынке, и прибыль сейчас значительна, чтобы от нее просто так отказаться. На ВИНКи действуют только окрики ФАС и вопросы от президента.
Теперь «не ВИНКи». Бизнес независимых АЗС неравномерен по прибыли в течение года и в «прибыльные» периоды они стараются компенсировать свои убытки за «плохие» периоды. Конкурентами для них являются ВИНКи, которые, как сказано выше, тоже не стремятся к снижению цен. В итоге получаем, что есть спрос, конкуренции в виде ВИНКов нет - всем хорошо, кроме недоумевающего потребителя, сравнивающего цены на внутреннем рынке США.
Так что слово снова за правительством, которое, как и потребитель, вскоре задаст вопрос: «А почему это цены на бензин, в период падения цен на нефть, остаются неизменными?»
Далее на свет появится Федеральная Антимонопольная Служба с оборотными штрафами...»
По сути, можно сказать, что как обычно виноваты все от потребителей до правительства, но все же последнее слово в этом вопросе за государством. Недаром самые значительные снижения цен на топливо произошли после кардинальных мер, принятых ФАС.
Михаил Бушнев
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|