ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

27.11.08 17:28  

Почем бензин для народа?

- Почему, несмотря на падение цен на нефть, стоимость бензина в России не снижается?
- Видимо, потому что в России бензин делают не из нефти...


Несмотря на существенное падение цен на нефть во всем мире, в России цены на бензин почему-то не снижаются, либо снижаются очень незаметно.

Весной 2008 года нефть стремительно дорожала, и многие аналитики прогнозировали, что цена вскоре достигнет $150 за баррель. В частности, такого мнения придерживался руководитель подразделения по сырьевым рынкам инвестиционного банка Goldman Sachs Джефри Курье. «Возможно уже летом», - сказал он. В июле нефть действительно подошла вплотную к этой отметке, но после этого начала стремительно дешеветь. К началу октября цена барреля опустилась ниже $80. «Ага!», - подумали наивные российские граждане, - «наконец-то бензин подешевеет!». «Не спешите», - предостерегли их другие, «сначала нефтяные компании должны продать имеющиеся на складах остатки топлива, произведенные из дорогой нефти, и только потом...». Когда же наступит это «потом»? Стоит ли ждать снижения цен на бензин в России?

Но при всем при этом ситуация складывается несколько иным образом. В России цены на бензин в июле росли, и, только лишь в начале августа отметилось их падение. С начала августа до середины ноября цена самого популярного топлива марки АИ-92 упала с 24,45 руб. до 22,34 руб. Получается, на 8,6 процентов.
По мнению нефтяного аналитика UBS Дмитрия Лукашева, исходя из динамики падения стоимости нефти на мировых рынках, оптовые цены на бензин в России должны были упасть где-то на 20-30 процентов. Что касается розницы, то с учетом маржи, это цифра должна быть чуть скорректирована. Однако с августа до середины октября отмечалось лишь незначительное снижение цены.

Серьезный спад цен на бензин все-таки произошел. Это случилось в двадцатых числах минувшего месяца. Причиной тому послужило принуждение Федеральной антимонопольной службой (ФАС) главных в стране нефтяных игроков снизить цены. Лукойл, Газпром нефть, ТНК-ВР, Роснефть и Сургутнефтегаз получили письма за подписью главы ФАС Игоря Артемьева с предупреждением о том, что если цены на топливо не будут снижены, служба оштрафует их за нарушение антимонопольного законодательства. В результате с 20 октября по 10 ноября цены на бензин снизились примерно на 5 процентов. Несмотря на видимую активность ФАС, темпы падения внутренних цен на бензин куда меньше аналогичного показателя в Европе и США. Например, в Европе только за октябрь цены снизились на 9 процентов.

Почему мы отстаем от Запада? И отстаем ли? А если отстаем, то, как обычно, возникает извечный вопрос: Кто виноват?

Мы обратились к экспертам.

Вот что нам ответил ведущий аналитик информационного агенства «Neftegaz.RU» Александр Дармин:
«Действительно, цены на нефть в США снизились в два раза за тот период, как начали падать цены на нефть, а в России на 10%, причем с ритуальными плясками ФАС. На самом деле, стоит учитывать ряд наших особенностей.

Во-первых, при условной цене на топливо в 25 рублей за литр, что было еще совсем недавно, 10 рублей - это себестоимость производства литра бензина и надбавка производителя. Под себестоимостью я подразумеваю не только переработку самой нефти, но и ее добычу, транспортировку, транспортировку бензина, поддержание и строительство АЗС. А вот 15 рублей из этих условных 25 - это налоги, главными из которых являются акциз и НДПИ. Сразу ясно, что взывать к падению цены на нефть, оставляя налоговое бремя на прежнем уровне - значит наносить удар по экономике самих компаний. Каждый сэкономленный таким образом рубль - это отъем денег у компании, то есть дешевле условных 15 рублей бензин никогда не будет. Спрашивать нужно, прежде всего, с государства, так как объемы производства бензина сейчас достаточны, нет его дефицита, поэтому, по сути, расти им не от чего. Снижать же цены далее в условиях кризиса путем натравливания ФАС на нефтяные компании - значит уничтожить их, в особенности небольшие, которые не имеют собственной нефтепереработки.
Во-вторых, не стоит забывать и о самих компаниях. Они работать в убыток не будут, они не общественные организации. Тем более, что при высоких пошлинах продавать бензин в стране все выгоднее. Снизив же цены значительно, они смогут выдавить с рынка малых производителей, которые не выдержат такой конкуренции.
В-третьих, сами российские покупатели никак не снизили свое потребление бензина, несмотря на его цену. Статистика показывает, что американцы перестали покупать внедорожники, стали ограничиваться одной машиной на семью, и поэтому в течение нескольких месяцев потребление снизилось на 40%. Конечно, не только из-за этого, но, учитывая, что те же джипы сейчас продают только в России и Саудовской Аравии, а машин на улицах становится все больше, продавец бензина не заметил падения спроса, и поэтому посчитал цену вполне нормальной».

Также по данному вопросу высказался Андрей Кузнецов, представитель интернет-проекта NGE.ru:
«Стоит в первую очередь в этом вопросе разбирать розничные цены на бензин. Ценники на некоторых АЗС меняются, но, конечно, не массово. В чем причина? Причина проста. Весь рынок делится на 2 части: ВИНКи и не ВИНКи (независимые реализаторы). ВИНКи не снижают цен, потому что хотят компенсировать убытки на внешнем рынке, и прибыль сейчас значительна, чтобы от нее просто так отказаться. На ВИНКи действуют только окрики ФАС и вопросы от президента.
Теперь «не ВИНКи». Бизнес независимых АЗС неравномерен по прибыли в течение года и в «прибыльные» периоды они стараются компенсировать свои убытки за «плохие» периоды. Конкурентами для них являются ВИНКи, которые, как сказано выше, тоже не стремятся к снижению цен. В итоге получаем, что есть спрос, конкуренции в виде ВИНКов нет - всем хорошо, кроме недоумевающего потребителя, сравнивающего цены на внутреннем рынке США.
Так что слово снова за правительством, которое, как и потребитель, вскоре задаст вопрос: «А почему это цены на бензин, в период падения цен на нефть, остаются неизменными?»
Далее на свет появится Федеральная Антимонопольная Служба с оборотными штрафами...»

По сути, можно сказать, что как обычно виноваты все от потребителей до правительства, но все же последнее слово в этом вопросе за государством. Недаром самые значительные снижения цен на топливо произошли после кардинальных мер, принятых ФАС.

Михаил Бушнев


Другие новости транспорта
Просмотров: 7990
Теги:



Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 10.

Гость 12.12.2008 10:01:43

Опять, как в 1980-е, наше правительство начинает нам усердно доказывать преимущество западного, англо-саксонского порядка мира над русскими ценностями. Спасибо, убедили, я поехал, до свидания.


Гость 09.12.2008 20:24:12

Недавно Путин отвечал на вопросы граждан и не смущаясь сказал, что цены на бензин - это большие налоги на нефтяные компании. Мол, так мы перераспределяем доходы между богатыми и бедными. Типа, я, как владелец 9-летней десятки, богатый чел. Я за нее еще кредит плачу и живу за счет нее же, потому что у меня работа такая. Короче гавно у нас правительство. Не видать нам счастливого будущего.


Гость 08.12.2008 15:30:37

Да здесь всё просто потому что вот нефтеные компании  и бензиновые компании это же разные компании априори. Нефтеные если даже уменьшают то бензиновым же не выгодно уменьшать потому что зачем денег меньше брать. Тут вот всё просто это же экономика априори.


Simba 07.12.2008 19:51:25

в россии всегда всё было,есть и будет через жопу,правительство слишком жадное чтоб снижать цены на что либо!(во все времена,будь то кризис,война или что есчё,работники правительства получают одну и туже высокую зп,может даже выше,у них всегда всё хорошо,главное уметь правельно обесчать нам людям,что всё хорошо)

Вы только представте что директор нефтеной компании,из за снижения цен станет,обычным обывателем со среднем заработком,и всё ради того чтоб ты автолюбитель покупал,бензин за 15рублей))

Закого не голосуй всё одно...


Гость 03.12.2008 20:02:56

ЗНАЧИТ ЕСЛИ НЕФТЬ опять будет стоить 150 значит и бензин подорожает на 50% и будет стоить 50р...?


Гость 03.12.2008 19:48:59

НАДО БЫЛО ЗА ЖИРИНОВСКОГО ГОЛОСОВАТЬ ТОГДА И ЧУТОК НЕ БЫЛО И БЕНЗИН ОТ ЗАПАДНЫХ ЦЕН НЕ ОТЛИЧАЛСЯ.ДАЖЕ НА ЮГЕ БЕНЗИН ДЕШЕВЛЕ.


Гость 01.12.2008 10:25:14

:) голосовали бы за других и этого бы не было :) 101% - растащили бы все нах на корню. -


Tampon 30.11.2008 10:31:19

Тогда наши олигархи потеряют лояльность к нашему правительству, а это чревато революцией :)


Гость 28.11.2008 10:44:02

А почему бы не сделать цены на бензин фиксированнымы у установленными государством?! Например, тарифы на ОСАГО утверждены государством и ничего, сколько страховых компаний работают и ни одной нет государственной!? Кузов Сергей


Гость 28.11.2008 08:31:48

Значит цены не снизятся никогда ! Наше государство не отдавало своей прибыли никогда ! Наивные автолюбители - за кого голосовали -то и имеете !


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!