ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

10.11.08 11:15  

Дави на газ

Установка газового оборудования на авто - экономия и реальная альтернатива бензину или куча хлопот и нервов?

Существует множество доводов «за» и «против» использования газобаллонного оборудования. Основными вопросами являются: преимущества газа с точки зрения экономии и, в то же время, опасность его использования. Поэтому мы решили пройти путь автовладельца, решившегося на установку газа, и разобраться, стоит ли игра свеч.

Небольшой экскурс в историю газификации.
В самом начале еще советских 80-ых годов в правительстве СССР зародилась идея глобальной экономии природных ресурсов. Как решение было предложено перевести парк автомобилей, для начала грузовых, на газовое топливо. Естественным явлением для того времени были директивы, которыми и озадачили руководителей всех автопарков и автобаз. И вот, казалось бы, под козырек и выполнять. Ан нет! Бюрократия – великая вещь! Тут словно все дружно сговорились и воспротивились новшеству. Сразу посыпались доклады, рапорты и прочие бумаженции в правительство, что мол сие решение скоропалительно и несостоятельно, что в связи с газификацией автомобилей они стали быстро выходить из строя, часто ломаться на дороге и даже (о ужас!) сгорать. Это все, естественно, препятствовало выполнению плана пятилетки. И выходом из сложившейся крайне тяжелой ситуации было требование вернуться к старому доброму бензину.

Свою роль сыграл и так называемый «левак».Для того, чтобы слить бензин и подмотать потом километры на одометре, не надо много ума и фантазии, достаточно неполного среднего образования, а вот со сливом газа дела обстоят куда сложней, и тут не обойтись уже без более высокой квалификации. Кроме того, газ дешевле и менее востребован, следовательно, экономический эффект от его продажи, даже в случае слива, был бы куда меньшим, чем с бензином. Не стоит забывать, что бензин в те времена был дефицитом, заправок было мало, на них часто не было бензина, а если и был, то его нещадно разбавляли водой. Это приводило к ажиотажу на бензиновом рынке. И ради того, чтобы съездить несколько раз на дачу или на рыбалку (но это уже был шик) люди были готовы переплачивать за его величество  БЕНЗИН. Да, тогда было время парадоксов, когда многие товары, даже бывшие в употреблении, можно было продать дороже новых, и дороже, чем в магазине.

Таким образом, войти в привычную жизнь автолюбителей газу помешала простая бюрократия и спекуляция. Каких-то объективных причин, вроде технической несостоятельности данного топлива, не было.

Но вот советские времена канули в лету, все уже успокоилось и сложилось, казалось бы, очень многое изменилось. Но вот ситуация с газификацией не изменились и по сей день. А в чем проблемы? Возможно, проблема заключается в банальной привычке. Привычке к бензину и нежеланию пробовать какие-то новые варианты. Также как и в советские времена осталась проблема с АГЗС, которых по-прежнему мало, как и автосервисов, занимающихся установкой газового оборудования. И, опять-таки, в мифах прошлого, которые продолжают культивироваться теперь уже поставщиками бензина и вызывать у потребителей недоверие.

Мы обратились к генеральному директору «АльфаАвтоГаз», одного из немногих зеленоградских автосервисов, который занимается установкой газа на авто,  Дмитрию Немаеву с вопросами: «Много ли автовладельцев в Зеленограде перешли на газ? Есть ли какой-то ажиотаж на установку такой системы?» И получили такие ответы: «Не думаю, что много, процента 2-3 от общего парка. Ажиотажа никакого нет, есть плановая работа. Народ боится слова «газ». Особенно, когда периодически показывают страшилки по телевизору. Но при этом, никто не боится дома и на даче поджигать спичкой тот же самый газ. А когда этот газ поджигается внутри цилиндра двигателя,  это почему-то страшно».

То есть многие автовладельцы просто боятся устанавливать газ на свои авто. Миф о взрывоопасности газа является, наверное, самым распространённым, поэтому с него мы и начнем. Давайте обратимся к законам физики и попробуем его развеять.

Итак, взрывоопасность. Газ, испаряясь в закрытом пространстве (у нас это баллон), образует паровую подушку, при этом создается определенное давление, которое в свою очередь препятствует дальнейшему испарению газа. Точнее сказать, газ-то испаряется постоянно, но часть его конденсируется обратно. Когда-нибудь видели графин с горячей водой? Там есть пар над водой и капли конденсата. При испарении жидкой фазы газа повышается давление паровой фазы, образуется насыщенный пар, что при достижении определенного значения приводит к конденсации «лишнего» – давление падает. Вот так и происходит без всякой электроники поддержание постоянства давления в баллоне. Я думаю, не сложно догадаться, что этот процесс зависит от температуры. Выше температура – быстрей испаряется газ и повышается давление.Так зачем же тогда городить огород с паровой подушкой? Давайте заполним баллон полностью, и некуда будет испаряться. Однако, как утверждает всё та же физика, жидкость несжимаема. Т.о. при изменении температуры, а опасность возникает при ее увеличении, жидкость изменит свою плотность, а как следствие занимаемый ею объем. Плотность уменьшается – объем увеличивается. А ведь баллон не резиновый, он не может растягиваться. К слову сказать, что бензобаки организованы аналогично, у них тоже имеется незаполняемый (ограниченный горловиной) объем под паровую подушку.Казалось бы, золотая середина – это бутан. Но применять его в чистом виде можно только в районах с теплым климатом. Тогда как для более холодных районов используется смесь пропана и бутана – пропан-бутан. Причем зимняя смесь, в отличие от летней (где 50%), имеет до 95% пропана. А всё почему? Есть так называемая температура кипения, которая показывает, когда жидкость начинает переходить в пар. Так вот пропан кипит уже при -42,1 °С, что практически гарантирует его испарение в любых районах за исключением Крайнего Севера. В этом случае в смесь добавляют этан, который кипит при -88,5 °С. А вот бутан изволит кипеть только при -0,5 °С, что делает его применение в холодных районах практически невозможным. С бензином дела обстоят хуже, он кипит при температурах от +35 до +205 °С.. Но не надо паники, в системах питания бензином он подается насосом, (газ поступает под собственным давлением и насосы ему не нужны) и распыляется тем или иным методом в аэрозоль.

Приведем еще немного цифр, уж потерпите немного. Немаловажным фактором в плане обеспечения безопасности является температура самовоспламенения топлива в атмосфере воздуха при нормальном давлении, °С:
пропан: +510...+580;
бутан: +475...+550;
бензин: +470...+530.

Из чего можно сделать вывод, что самый безопасный – пропан, т.к. для его самовоспламенения требуется более высокая температура, которая в автомобиле, на открытых деталях (не в камере сгорания) недостижима, бутан и бензин в этом плане практически идентичны, но всё же различимы по другому фактору. При нормальных температурных условиях, газ переходит в пар и, будучи тяжелее воздуха, уходит вниз, тогда как бензин остается жидким дольше, что повышает риск его воспламенения.

Резюмируя выше сказанное, можно развенчать миф об опасности газа. Если не нарушать простых правил безопасности, о которых поговорим в одной из следующих статей, то ничего не рванет и не загорится.

Кроме убеждения в повышенной взрывоопасности при использовании газа в качестве топлива бытует мнение о возможности прогорания.А что может прогореть в автомобиле от газа? Головка, коленвал, глушитель? А вдруг прогорит прокладка между рулем и сиденьем? Но подозрение, все-таки, в первую очередь падает на клапана, причем только выпускные, т.к. при работе впускных клапанов смесь еще не горит. Нет огня – нет проблем! Газ, особенно пропан, горит медленней бензина, это приводит к тому, что он еще догорает при начале такта выпуска, когда открывается выпускной клапан. Вполне было бы логично предположить, что омываемый огнем клапан будет перегреваться, и дни его сочтены – он сгорит. Но не всё поддается логике. Во-первых, на бензине такое тоже вполне возможно и есть по четырем причинам:
- бедная смесь
- некорректно выставленное зажигание (позднее)
- неправильная регулировка газораспределительного механизма
- и, наконец, применение низкооктанового бензина на карбюраторных двигателях.

На газе прогара можно избежать при корректно выставленных зазорах ГРМ и зажигании. К примеру, больше половины автопарка Италии ездит на газе, и ничего у них не прогорает. Ведь случаи с прогоранием можно отнести к банальному браку самих клапанов. А что, брак у нас – это редкость?!

И вот мы подобрались к третьему мифу о вреде установки газа на автомобиль – ужасающем запахе в салоне. А, если вдуматься, то откуда он может взяться? Ведь газобаллонное оборудование (ГБО) работает под давлением, а соединения выполнены с расчетом выдерживать не только рабочие, но и аварийные давления. Появление газового духа в салоне может предупреждать вас о двух случаях.
Первый – разгерметизация какого-либо соединения или агрегата. Да, но позвольте, ведь при отсутствии должного ухода и бензиновые магистрали могут дать течь, что случается достаточно часто. Газопроводы выполнены металлической трубкой, соединения конусные и имеют высокую механическую и химическую стойкость. Резиновые бензошланги, увы, не могут этим похвастаться.
И второй – негерметичность системы выпуска отработанных газов. Но тут уж совсем для бензиновой системы дела плохи. Если такое произошло, то на газе это станет быстро заметно. Надо иметь очень плохое обоняние, чтобы не услышать запах газа.

Для справки. Газ сам по себе не пахнет, это пахнет одорант, который не сгорает и предназначен как раз для обнаружения утечки. В бензине одорант тоже есть, но он сгорает.

Но ведь залив бензин вы ведь не восстановите герметичность выхлопной системы, и благополучно будете вдыхать «аромат» выхлопа и СО.

Итак, опровергнув мифы, бытующие среди автолюбителей, можно выделить объективные плюсы и минусы установки газа.
По словам Дмитрия Немаева, можно выделить следующие преимущества газа:
Первый и самый главный плюс - это цена! Стоимость газа всегда равняется половине стоимости 92-95 бензина. При пробеге в 30 000-40 000 км в год экономия для Газели составляет 50 000-70 000 рублей, а если пробег больше? При стоимости новой Газели 360 000 рублей, через 3-4 года можно считать, что машину вам подарили.

И это действительно так. Основным аргументом при принятии решения установить ГБО является экономия средств при эксплуатации а\м на относительно дешевом газе. Годовую экономию можно примерно прикинуть по следующей формуле:
Э = РБ * ПР * ( СБ - 1.1 * СГ ) / 100,
где Э - экономия в рублях;
РБ - расход бензина на 100 км;
ПР - средний годовой пробег;
СБ - стоимость литра бензина;
СГ - стоимость литра газа.

Допустим, вы работаете в Москве (как и многие зеленоградцы) и проезжаете около 100 км ежедневно (усреднено). Таким образом, при «прожорливости»  вашей машины в 10 литров на 100 км (опять-таки берём средний показатель), экономия, при использовании газового оборудования на авто будет составлять – 58 856 рублей (10*24000*(24.90(АИ-95)– 1.1*11) /100, при среднем годовом пробеге 24 000 км/год, т.е. из расчёта 5 поездок в неделю на работу, округлив до 20 дней в месяц; цены на бензин и газ по состоянию на 05.11.08г.).

Экономичность использования газа подтверждается и на практике. По словам Дмитрия Немаева, газовое оборудование ставят прежде всего те, у кого большой пробег и кто предоставляет транспортные услуги. Это связано как раз с тем, что главный плюс – это стоимость газа.

Второй плюс – экологичность! Содержание вредных веществ в выхлопе снижается в несколько раз. Но это должно волновать городских мужей, частника это волнует меньше всего.

Третье преимущество – свойства газа:
- антидетонационная стойкость. Октановое число нефтяного газа - 103-105, что практически исключает детонацию деталей двигателя. Это достоинство газа может быть особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих высокооктановый (и дорогой) бензин;
- отсутствие катализаторов разрушения металлов;
- газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд (будут работать намного дольше, а они - не дешёвые);
- диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровнее и тише. Газовая смесь сгорает почти полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания;
- стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере.
- скорость сгорания смеси. Газ сгорает немного медленнее, чем бензин, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает «мягче».

Это все хорошо, но есть и отрицательные моменты.

К сожалению, самым длинным минусом, уже переходящим в тире, является потеря свободного места. Причем самая большая потеря, как назло, в самом нужном месте – в багажнике, где размещают баллон. Кроме того, придется мириться и с потерей части грузоподъемности, которая, правда, частично компенсируется почти пустым бензобаком.

Восполнить недостаток свободного места сложно, баллон имеет весьма внушительные размеры. Если в кузовах типа «седан» это еще можно терпеть, разместив баллон на полке у задних сидений, то для «хетчбэка» и «универсала» это полная смерть багажнику. Выходят из такой ситуации по-разному. Для авто с большим клиренсом можно выбрать решение установки обычного баллона под днище. В остальных случаях можно схитрить и воспользоваться тороидальным баллоном, который размещается в отсеке запасного колеса. Особенно удачно получается опять-таки в указанных кузовах «хетчбэк» и «универсал», а также в седанах, где запаска прячется в багажнике под обшивкой пола. Но это вынуждает либо не возить запаску, либо класть ее в альтернативные места.
Под капотом оборудование ставится куда более компактное и это не столь принципиально.

Продолжая говорить о минусах, следует упомянуть потерю разгонной динамики (разгоняется более плавно, но предсказуемо – без рывков и провалов). Это, опять-таки, связано с более медленным сгоранием газа. Однако, стоит заметить, что потеря эта на авто с более высокой степенью сжатия (относительно бензина) меньше – примерно 2%, тогда как при степени 8,5 – 5...7%.
По причине меньшей калорийности газа потребление его возрастает на 10...15% относительно потребления бензина. При более высокой степени сжатия – 5...8%.

К существенным минусам использования газа можно отнести и небольшое количество АГЗС, которые к тому же по требованиям безопасности расположены на окраинах города. К сожалению, и в Зеленограде таких заправок единицы. Всего в ближайшем окружении работает пять АГЗС, две из которых расположены на территории города. Так что самым верным выходом станет, пожалуй, поиск подходящей для вас АЗС (по ценам и удалённости от дома) и регулярное посещение оной. Благо расход газа позволяет не быть привязанным к источникам «топлива» постоянно.

Итак, изучив всю подноготную вопроса, вы готовы смириться со всеми минусами и решились на установку газового оборудования на свое авто. Прежде всего, помимо цены выясните у установщиков, имеется ли у них контрольно - диагностическая аппаратура, а для инжекторных машин это жизненно необходимо: газоанализатор (желательно с лямбдой), регулировочный стенд для редукторов, мотор - тестер. Ведь не секрет, что без этого оборудования настроить Г.Т.С. можно только «на глазок» или, если хотите, «на запашок», то есть вообще никак! А ведь настроить систему на стенде стоит от 200 до 400 рублей. И если установщик включает в стоимость установки и настройку с помощью контрольно - диагностического оборудования, то считайте, что вы сэкономили эти деньги!
Устанавливайте оборудование только в техцентрах, имеющих разрешение на выполнение этих работ и специально обученный персонал. Газ - штука серьезная! Не стоит устанавливать газобаллонное оборудование самостоятельно, даже если ваша квалификация позволяет это сделать правильно и качественно. Во-первых, вы не сможете провести проверку под давлением, что совершенно необходимо (для этого в смонтированную установку подается сжатый воздух под давлением 16 атм.), а во-вторых, не сможете зарегистрировать установку и получить разрешающие эксплуатацию документы, и будете иметь серьезные проблемы с ГИБДД при прохождении техосмотра.

По мнению генерального директора АльфаАвтоГаз, газовое оборудование можно поставить практически на любой автомобиль, при этом работа двигателя на газу может быть совмещена с частичной подачей бензина.

Стоимость оборудования и работ по установке газобаллонного оборудования варьируется в зависимости от марки авто, системы впрыска двигателя (карбюратор, моно-впрыск или распределённый) и объёма двигателя, и может составить от 9 тысяч рублей за отечественное авто с карбюратором до 60 тысяч рублей за 12 цилиндровую иномарку.

Однозначный и весомый вывод в сторону бензина или газа нам сделать все-таки не удалось, учитывая, что у каждого варианта есть как свои плюсы, так и свои минусы. Однозначно можно сказать только то, что если вам не принципиальна некоторая потеря мощности вашего авто, а пробег вашей машины растёт с астрономической скоростью, то газ – это то, что вам нужно. Оборудование быстро окупится, а ежегодная экономия на топливе будет существенна. Если же потеря драгоценных «лошадок» из под капота для вас недопустима, и вас смущают различные нюансы использования газобаллонного оборудования или малое количество АГЗС, то, конечно, бензин не стоит менять. Универсального решения пока, к сожалению, нет. Но право выбора как всегда остается за вами.

Михаил Бушнев


Другие новости транспорта
Просмотров: 9863
Теги:



Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 5.

Гость 18.11.2008 23:37:52

Пля, химик...
Чукча не читатель, чукча писатель...
При скорости вращения КВ со скоростью порядка 5000 оборотов в минуту на горение есть(возьмем для определенности только рабочий ход 4-тактного ДВС без учета фаз газораспределения) 0,012 секнд. Бензин сгорает, условно говоря за 0,002 секунд, что показывают формульные моторы с их оборотами максимальной мощности под 20000 мин-1, а газ как раз за 0,015 секунд, что показывает отсутствие промышленно выпускаемых моторов на газе с оборотами выше 4000 мин-1. Цифры касательно реальных скоростей горения прикинуты конечно весьма условно, на основании наблюдения вполне реальных ДВС. А может химик может поделится точными цифрами скоростей сгорания веществ в замкнутых объемах? :)


Гость 10.11.2008 17:10:41

доводы о взрывоопасности и прогорании - не более, чем дилетантские высказывания.

просто у нас люди любят "не себе не людям".ввиду своей ддремучести боятся использовать и придумывают байки. т.ч. про мифы правильно написали.



п.с.не лью воду.я химик.


Гость 10.11.2008 16:41:06

И все-таки аффтар статьи явно не донес то, что из-за более низкой скорости сгорания газа в цилиндре выпускным клапанам будет плохеть в любом случае при долгой работе на оборотах более 4000-4500. То есть газировать большой мотор, который до таких оборотов выкручивается раз в пятилетку можно смело. А если жужжалка, да давить тапку постоянно клапанам таки поплохеет


Гость 10.11.2008 15:26:29

вещь хорошая сам пользуюсь, но зимой не нужная если ездить с работы домой


Гость 10.11.2008 12:43:05

Год назад переставил свою Opel Astra(1997 года) на газ. причём оставил и бензин.т.е.под рулём тумблер и если газ на нуле,могу перейти на бензин(бак стараюсь чтобы был полный),хотя такой случай только 1 раз был. Заправляюсь на валенте на восточке 1-2 раза в неделю и бед не знаю.



п.с.насчёт потери мощности не в курсе,т.к. не особо гоняю


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!