Тор 10
АБС: подводные камни
Сформулировать назначение АБС просто — она препятствует блокировке колес при торможении. Электроника, сравнивая сигналы датчиков скорости вращения на каждом из колес, определяет момент внезапной остановки колеса и, открывая электромагнитный клапан, сбрасывает излишки давления из тормозной магистрали в специальный гидроаккумулятор. Тормозные колодки разжимаются, вращение колеса восстанавливается, клапан вновь подключает магистраль к давлению, которое с помощью вакуумного усилителя тормозов создает правая нога водителя. И если это давление все еще слишком велико, то цикл повторяется вновь и вновь. В салоне включение АБС проявляется треском при работе исполнительного блока и толчками на педали тормоза, более или менее заметными в зависимости от конструкции системы.
Во-первых, самое распространенное заблуждение в том, что АБС сокращает тормозной путь. Ничего подобного, в некоторых условиях машина без АБС остановится раньше. Это актуально для рыхлых покрытий: гравий, снег, песок. Дело в том, что при блокировке колес они нагребают перед собой бруствер, который дополнительно замедляет автомобиль. АБС же будет препятствовать блокировке колес, и тогда тормозной путь зависит от того, соответствуют ли шины покрытию. Например, на летних шинах тормозной путь по снегу будет намного превышать тормозной путь автомобиля на тех же шинах, но без АБС. Да и на сухом асфальте опытный водитель остановится примерно через такое же расстояние, как и водитель автомобиля с АБС. Преимуществом же АБС становится именно стабильность, результаты остаются практически неизменными от торможения к торможению (при этом не берем в расчет потерю эффективности тормозов при частых резких торможениях).
Во-вторых, самая распространенная ошибка заключается в том, что водители, почувствовав срабатывание АБС, сразу прекращают давить педаль тормоза, в итоге давление в тормозной магистрали сбрасывается, и автомобиль не развивает максимальной эффективности торможения, даже если под колесами появилась проплешина покрытия с большим коэффициентом сцепления. Педаль тормоза при экстренном торможении необходимо выжать до упора, а электроника сама определит, какое давление в тормозной магистрали нужно в данный момент.
Важным преимуществом АБС является возможность управления автомобилем во время торможения, однако есть ряд нюансов. Первый технического плана, во время торможения с АБС реакции на управляющие действия рулем растянутые, а порой, при недостаточном коэффициенте сцепления педаль тормоза все равно необходимо приотпускать, иначе АБС мало поможет в корректировке курса. При торможении в повороте и возникшем при этом заносе корректировать его надо при снижении силы торможения, АБС не должна включаться, иначе справиться с ним будет весьма сложно. Второй нюанс правовой, нормы ПДД до сих пор предписывают в случае возникновения препятствия экстренное торможение до полной остановки автомобиля, при этом маневры автомобиля даже с АБС могут сыграть потом против вас, формально вы нарушили нормы ПДД.
В целом, АБС безусловно необходима, но она не всемогуща и наиболее эффективно работает с подходящими шинами, то есть зимой должны быть зимние шины.
Андрей Лисин
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|