ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

25.10.10 16:34  

Модернизация образования: будущее или неопределенность

В гостях у Инфопортала команда МГАДА во главе с ректором Тамарой Костиной.

В России разгар реформы образовательной системы: готовится к принятию новый закон «Об образовании», разрабатываются образовательные стандарты третьего поколения. Уже семь лет наша страна участвует в Болонском процессе, призванном гармонизировать общемировое образовательное пространство, — именно в рамках этого процесса высшее образование в России переходит на двухуровневую систему бакалавриата и магистратуры.

Изменения, которые происходят в сфере образования, столь существенны, что разобраться в них непосвященному человеку порой очень трудно. В чем отличия бакалавров от специалистов, каковы преимущества многоступенчатого образования, зачем нужна академическая мобильность, можно ли поступить в вуз без ЕГЭ — на эти и другие вопросы читателей Инфопортала ответит команда Московской государственной академии делового администрирования во главе с ректором, академиком, доктором философских наук, профессором Тамарой Ивановной Костиной.


Опубликована часть ответов

Публикация вопросов осуществляется после проверки модератором. Не публикуются грубые, нецензурные выражения или оскорбления в любой форме, риторические вопросы, а также комментарии, не содержащие вопроса по существу. Орфография и пунктуация авторов вопросов сохраняется.

1
Андрей 25.10.10

 Здравствуйте, Тамара Ивановна! Вопросов у меня, как и в конференции по прививкам - много :)

1. Сначала хотелось бы узнать, почему вообще потребовалась эта самая Болонская система. Какие объективные и субъективные требования к подготовке специалистов - породили ее?

2. Далее хотелось бы понять отличие бакалавра и магистра. Чем эти уровни подготовки отличаются принципиально?

3. Хотелось бы также узнать - как в ракурсе Болонской системы находится соотношение между тестами и РЕШЕНИЯМИ. Ведь тесты тренируют в основном память и не могут заменить способности человека, например, полтора часа удерживать внимание на одной задаче - продуктивно продвигаясь по пути ее решения, как это имеет место, например, при доказательстве теорем высшей математики.

4. Выработано ли Болонской системой и/или Вашим ВУЗом понимание эффективного  соотношения между методами компьютерного обучения и обучения непосредственно преподавателем? Когда эффективно одно, а когда - другое?

5. Что для Болонской системы и/или для Вашего ВУЗа является критерием оценки конечной успешности процесса образования?

6. Как Болонская система и/или Ваш ВУЗ понимает разделение наук на гуманитарные и естественные. Что является критерием этого разделения?

7. Есть ли в Вашем ВУЗе наработки по созданию раздельных программ обучения для людей с преимущественно "гуманитарным" либо "естественнонаучным" складом ума?

Спасибо. Это пока еще не все вопросы. Но половина - точно. Надеюсь на ответы.

1. Во-первых, российская образовательная система, основы которой заложены Петром Великим, имеет европейские корни. В связи с этим представляется логичным, по крайней мере, учитывать изменения той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной.

Во-вторых, на Евросоюз приходится более 50% российской внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Эти связи реализуются прежде всего людьми с высшим образованием: если их образование станет сопоставимым, налаживать и поддерживать связи будет легче.

В-третьих, даже самодостаточность не должна превращаться в самоизоляцию — взаимодействие систем неизбежно, и оно предполагает наличие общепринятых правил. Находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются эти правила.

2. На сегодняшний день к Болонскому процессу присоединились 48 государств — каждое со своей стратегией и программой интеграции. Следует отметить, что ни в одной стране не было единого мнения относительно присоединения: начиная с Черногории (1 государственный вуз) и заканчивая Россией (боле 1000 вузов). Среди выгод от подписания соглашения национальные системы образования однозначно констатируют:

  • создание эффективной коммуникационной сети, способствующей распространению передового опыта;
  • увеличение возможностей развития для вузов за счет новых национальных и наднациональных программ, обеспечивающих информационную и ресурсную поддержку, в т. ч. финансовую в таких областях, как наука, разработка учебных программ, развитие персонала, управление и т. д.
  • развитие признания национальных документов об образовании среди участников Болонского соглашения;
  • многократный рост студенческой и профессорской мобильности.

Безусловно, существуют и сложности, которые обобщены в следующих формулировках:

  • недостаточная конкретность в методическом обеспечении выполнения принципов гармонизации систем образования;
  • различие в видении развития Болонских принципов между национальными министерствами и вузами;
  • разный уровень развития вузов, в том числе внутри национальных систем (как известно, неравенство старта нарушает один из главных принципов рыночной экономики).

Участвуя в ежегодных совещаниях, организованных Еврокомиссией по вопросам образования, сотрудники Академии отмечают заинтересованность национальных министерств и вузов в развитии Болонских принципов, что позволяет сделать вывод об общем позитивном ожидании от происходящих изменений.

3. Принципиально важным является правильное понимание терминологии: в том числе терминов «результаты обучения» и «компетенции».

Компетенции представляют собой динамичное сочетание знаний, пониманий, навыков и умений. Развитие компетенций является целью программ обучения. Компетенции будут формироваться в рамках различных курсов и оцениваться на каждой стадии обучения.

Результаты обучения представляют собой констатацию того, что обучающийся должен знать, понимать и уметь в конце обучения. Они являются одним из основных инструментов для обеспечения прозрачности систем высшего образования и квалификаций.

Таким образом, тесты могут использоваться для оценки освоенных компетенций, однако важным правилом является соответствие оцениваемой компетенции способу оценки. Среди методов промежуточной или итоговой аттестации тесты занимают далеко не первое место, поскольку не позволяют оценить многие важные компетенции — например, такие, как способность работать в команде.

4. На сегодняшний день Европа пришла к соглашению относительно использования ИКТ (информационно коммуникационных технологий), которые раскрываются в нескольких положениях:

  • ИКТ (ICT) не может полностью исключить личного общения с преподавателем (p2p);
  • современные ИКТ в первую очередь служат для более эффективной работы с информацией в процессе учебы;
  • новый формат образования с продвинутым использованием ИКТ получил название Электронное обучение (eLearning), которое включает коллаборативное обучение (collaborative learning), мобильное обучение (mobile learning) и т. д.;
  • каждое государство должно иметь национальную стратегию развития ИКТ в образовании. В России в рамках этой стратегии разработаны инициативы «Наша новая школа» и «Школа информатизации». По заказу правительства Москвы и департамента образования города Москвы в МГАДА разработана также концепция Электронного университета.

Таким образом, современные ИКТ выступают в роли средства и результата обучения.

5. Одна из основных задач Болонского процесса состоит в обеспечении сопоставимости и прозрачности национальных систем образования. Большую роль в этом процессе играет оценка достигнутых результатов обучения. Однако национальные критерии оценки не всегда совпадают с общеевропейскими. В Российской Федерации вузы используют в повседневной практике различные способы оценивания результатов обучения. Это могут быть четырехбалльная система оценки («отлично» (5), «хорошо» (4), «удовлетворительно» (3), «неудовлетворительно» (2)), десятибалльная или стобалльная системы.

Расширение шкалы оценок обеспечивает большую гибкость, эффективность и справедливость оценивания и сравнения знаний обучающихся, стимулирует их к обучению, позволяет вырабатывать действенные меры по совершенствованию образовательного процесса и повышению качества подготовки.

Дополнительно к существующей в национальном контексте традиционной оценке в рамках Европейской системы переводных зачетных единиц — ECTS вводится понятие балльно-рейтинговой градации, которая предусматривает не абсолютное, а относительное выставление оценок. Рейтинг студента устанавливается в соответствии с достигнутыми им результатами обучения в рамках или модуля, или образовательной программы, или показателей успеваемости всего университета.

Уровень тех или иных результатов определяет положение студента в рейтинговой шкале и документируется выставленной ему оценкой в соответствии с действующими в каждой стране правилами. Таким образом, статистические данные об успеваемости являются предпосылкой для балльно-рейтинговой системы оценивания. Успевающие студенты распределяются по рейтинговой шкале следующим образом:

  • A — студенты, имеющие наиболее высокие результаты 10%;
  • B — следующие за ними по успеваемости студенты 25%;
  • C — следующие за ними — 30%;
  • D — следующие за ними — 25%;
  • E — следующие за ними — 10%.

Студенты, имеющие неудовлетворительные результаты, подпадают под градацию FX (плохо) либо F (очень плохо).

Однако документальная фиксация неудовлетворительных результатов не является обязательной. В некоторых вузах РФ применяется балльно-рейтинговая система, которая основывается на абсолютных значениях оценки успеваемости студентов и апробируется на ограниченном контингенте обучающихся. Параллельно в связи с использованием системы переводных зачетных единиц накапливается опыт применения относительной оценки успеваемости студентов.

6. Исторически принято делить все науки, которыми владеет человечество, на два типа: естественные и гуманитарные. Это разделение глубоко и содержательно по своей сути: естественные науки изучают явления внешнего к сознанию человека мира, а гуманитарные — продукты разумной человеческой деятельности. Обобщая, можно сказать, что естественные науки изучают объективную, а гуманитарные — субъективную реальности бытия. Оба эти типа наук соответственно имеют и принципиально различные предметы исследования: для естественных это природа во всех ее проявлениях, для гуманитарных — изменения природы, вызванные разумной деятельностью.

Направления подготовки для высшего образования России и Европы разделяются по одному принципу, разницу составляют только детали в отдельных программах и уровнях. Различия в культуре, истории и структуре народного хозяйства обусловили разницу в профессиональной подготовке, однако входящие в образовательную программу модули и дисциплины в основном совпадают.

7. В МГАДА образовательные программы строятся с учетом возможных особенностей студентов: типа характера, особенностей восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики) и т. д. В Академии работают штат психологов, Лаборатория развития личности, Лаборатория здоровьесберегающих технологий. Все они призваны максимально включить студента в процесс обучения с учетом его склонностей и способностей.


2
Игорь 26.10.10

Уважаемая Тамара Ивановна! Очень хорошо, что такая форма вопрос-ответ хотя бы появилась на зеленоградском сайте. Надеемся, что и на нашем сайте академии будет доступна такая функция. А вопрос такой (про академию): Какое будущее Академии вы видите? будет ли строится новое здание или расширяться старое? Какие электронные и современные новшества появятся в академии. Чем привлекать в будущем будете абитуриентов. Спасибо

На сайте Академии уже несколько лет постоянно действует форма обратной связи. С ее помощью пользователи интернета могут задать интересующие их вопросы о нашем вузе, ответы на которые они не нашли на сайте МГАДА. В разгар приемной кампании об этой возможности сообщал своим читателям и Инфопортал Зеленограда. Форма обратной связи и сейчас продолжает пользоваться спросом у наших абитуриентов и других посетителей сайта — за время ее работы служба по связям с общественностью МГАДА совместно с приемной комиссией и другими подразделениями Академии подготовила ответы более чем на сто вопросов.

Для того чтобы отвечать на более глобальные вопросы, затрагивающие в том числе аспекты стратегического развития вуза, администрация МГАДА планирует и дальше вести диалог с общественностью в формате подобных конференций как в средствах массовой информации, так, возможно, и на нашем сайте.


3
Сергей 26.10.10

Уважаемая Тамара Ивановна. На сайте МГАДА невозможно найти информацию о кафедрах и преподавателях. Можно ли узнать хотя бы о ректоре: где Вы учились, где и когда защищали кандидатскую и докторские диссертации, трудовая биография. Такая информация о руководителях есть на сайтах всех уважаемых вузов и органов власти.

На сайте МГАДА представлена краткая информация о руководстве Академии. Хочу сообщить Вам, что в ближайшем времени страницы, посвященные сотрудникам и преподавателям МГАДА, в том числе мне, как ректору, появятся в виртуальном зеленоградском музее «Созвездие имен», редакция которого недавно обратилась к нам с соответствующей просьбой. В настоящий момент сайт дорабатывается, после чего на нем можно будет найти всю необходимую информацию о нас.


4
Сергей Кузбасский 27.10.10

1. Означает ли достижение статуса бакалавра овладение какой-либо специальностью? На какую работу сможет претендовать бакалавр?

2. При переходе к Болонской системе упраздняются специальности, вводятся направления. Получается, что будут сознательно производиться неспециалисты или недоспециалисты?

3. Переход к Болонской системе сопровождается значительным уменьшением аудиторных занятий. Это приведет к резкому ухудшению качества образования. Большинство современных студентов не готово к самостоятельной работе. Разве не так?

4. Предполагаемый свободный тому, что будут выбираться наиболее легкие для сдачи предметы. То же самое касается выбора преподавателей. Что же мы получим в результате такой свободы? Вывод: Болонская система вредна для нашего образования. И чем скорее Россия выйдет из Болонского процесса - тем лучше. Вы согласны?

1, 2. В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах — от 3 до 4 лет). Магистратура (обычно 1—2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию. Часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат даект законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

3. Бытует ошибочное представление о том, что сокращение аудиторных (contact hours) часов сокращает качество подготовки. Это акцентирует наше внимание на преподавателе, а не на студенте. На Западе давно развели два понятия: обучение/преподавание (teaching) и учеба (learning). Ключевая разница — кто в центре: учитель или ученик. Поскольку каждый студент обладает своим уникальным опытом, который должен быть вовлечен в процесс обучения, а непрерывное развитие человека не должно останавливаться после окончания вуза, повышается важность способности к самообучению. Для описания результатов обучения участники Болонского соглашения часто используют Дублинские дескрипторы, одним из которых является Способность к самообучению, дословно «Учиться учиться» (Learn to learn). Успешность и эффективность выделяемых часов на самоподготовку будет зависеть от сформированной образовательной среды вуза, исключающей традиционное представление о том, что мы учимся, только находясь в здании или аудитории вуза.

4. Не совсем так. Во-первых, предметы по выбору (вариативная часть учебного плана) призваны дать возможность студенту выбирать собственную траекторию обучения, т. е. реализовывать собственную профессиональную стратегию.

Во-вторых, при принятии решений о выборе предметов или модулей студент консультируется с тьютором в вузе.

В-третьих, признавая, что традиционно в вузах учатся студенты с разной степенью мотивированности к учебе, задача тьютора заключается в том, чтобы показать прямую зависимость будущего трудоустройства от сегодняшнего выбора.

В-четвертых, существуют правила выбора предметов/модулей с учетом осваиваемой программы.


5
Наталия 27.10.10

Скажите пожалуйста, в Вашем вузе собираются вводить что-то вроде нулевого курса с целью ликвидации безграмотности первокурсников??? Например, на журфаке МГУ такое уже практикуется, так как абитуриенты сейчас сплошь безграмотные. После введения ЕГЭ вдруг выяснилось, что почти в каждом слове выпускники средних школ делают не менее одной ошибки.

Фактически роль такого нулевого курса в Академии выполняют подготовительные курсы (на базе 9–10-х и 11-х классов), поэтому проблема уровня подготовки абитуриентов, наверное, не стоит в МГАДА так остро, как в других учебных заведениях. Согласно нормам действующего законодательства обучение на подготовительных курсах не дает никаких преференций при поступлении в вуз, но, как показывает практика, выпускники таких курсов получают преимущества за счет более высокого уровня знаний. В существующих условиях мы, естественно, готовим школьников не к поступлению именно в наш вуз, а к успешной сдаче ЕГЭ, так что обучение на подготовительных курсах в МГАДА — хороший шанс получить конкурентные преимущества перед другими абитуриентами, куда бы вы ни планировали поступать.



6
Анна 28.10.10

Известно, что теперь выпускники школ обязаны сдавать всего лишь два экзамена (русский, математика) плюс 1-2 предмета, ЕГЭ по которым им понадобятся при поступлении в вуз. То есть, если раньше над школьниками висел дамоклов меч по 6-7 предметам, то сейчас всего лишь по 3-4. Получается, что все остальные предметы воспринимаются в школе как «факультатив». А ведь школьные знания по ВСЕМ предметам всегда являлись не более, чем основой, необходимой базой для образованного человека. Согласны ли Вы с тем, что система ЕГЭ подрывает основы образования? В чем, по Вашему мнению, заключаются недостатки ЕГЭ? В чем преимущества?


7
Антон 29.10.10

Уже более семи лет образование в нашей стране загибается, поэтому очень интересно, как решаются конкретные вопросы, а не отвлекающая от них возня с двумя западными терминами:

1. Не секрет, что молодежь не рвется преподавать, а "старички" высиживают до последнего и зачастую даже не пытаются поднимать свою квалификацию до более современного уровня. Как решается проблема кадров?

2. Уровень среднего образования на данное время не выдерживает никакой критики. Особенно среди "платников", считающих, что за деньги можно сдать все. Наши ВУЗы заинтересованы в повышении уровня подготовки абитуриентов? Что-нибудь делается в этой области?

3. Ведутся ли отечественные разработки, кроме "кусочного" заимствования из западных образовательных систем?

Кратко о себе: преподавал информатику, компьютерную графику, черчение, дпи. Чуть не умер с голоду. Пребываю в шоковом состоянии от уровня образования старшеклассников и студентов в последние пять лет.

1. Формирование высококомпетентного профессорско-преподавательского состава всегда было одним из приоритетных направлений стратегии развития нашего вуза. В своей кадровой политике мы изначально придерживались принципа инвестирования в человека, что, с одной стороны, стимулировало преподавателей к постоянному развитию, а с другой стороны, накладывало на них ответственность по соответствию самым высоким требованиям. Благодаря такому подходу мы никогда не испытывали проблем с квалифицированными кадрами для профессорско-преподавательского состава.

Что касается привлечения к преподаванию молодых специалистов, то в этой сфере наш вуз находится на ведущих позициях. Среди преподавателей МГАДА значительное число выпускников Академии, которые, получив реальный опыт в бизнесе, теперь делятся им со студентами нашего вуза. Такая деятельность не только повышает престиж их достижений в бизнес-среде, но и вовлекает молодых преподавателей в процесс создания новых знаний, которые могут быть использованы ими в дальнейшей профессиональной деятельности.

Особо отмечу, что двое выпускников Академии и преподавателей магистратуры — проректор по международным и межрегиональным связям МГАДА Иван Борисович Костин и начальник управления развития и инноваций нашего вуза Денис Александрович Кузнецов вошли в число преподавателей, отобранных Университетом прикладных наук Франкфурта-на-Майне для обучения студентов программы МВА «Авиационный менеджмент», которая была разработана по заказу крупнейших авиапредприятий Германии.

2. Вузы, естественно, заинтересованы в повышении уровня подготовки абитуриентов. В МГАДА эта проблема решается посредством подготовительных курсов (на базе 9–10-х и 11-х классов), которые работают при Академии уже много лет. Поскольку по нормам действующего законодательства обучение на подготовительных курсах не дает никаких преференций при поступлении в вуз, фактически мы готовим школьников к успешной сдаче ЕГЭ — то есть повышаем уровень их знаний перед поступлением в вуз независимо от того, где именно они предпочтут учиться. Впрочем, как показывает практика, подавляющее большинство тех, что обучался на подготовительных курсах МГАДА, затем подают документы для поступления в нашу академию.



8
Платонова Виктория 29.10.10

Здравствуйте.

Как вы считаете почему столь важный закон, как модернизация образования, который затрагивают все общество не обсуждается в открытом режиме, как закон с полицией? К чему стоит готовиться рядовому гражданину? Данный закон предусматривает очередной отъём денег и возможностей у населения страны - т.е предусматривает платное начальное, среднее и высшее образование или же он предполагает тоже самое, но под прикрытием бесплатности для самых одаренных (коих собираются искать днем с огнем)? Как вы думаете возможно ли в нашей стране получения высшего образования для всех желающих на бесплатной основе, как это сделано в Японии и где мы видим иной уровень жизни в результате образования в том числе?

Каковы результаты введения Болонской системы в других странах, так ли все там радужно и решило ли её введение те проблемы ради которых она внедрялась?


9
Борис 31.10.10

Зачем вообще нужно переходить на двухуровневое образование? После первого уровня выпускается, выпускается так называемый магистр, какими навыками он овладевает и может ли идти на работу? Второй уровень с высокой вероятностью платный, ведь после него, выпускается так называемый специалист, какими навыками он овладевает и может ли идти на работу? При выходе на работу и магистру и специалисту старшие товарищи говорят - забудь всё чему тебя учили, что-то не так в образовании, Вы согласны?

В настоящее время знания устаревают очень быстро. Поэтому желательно дать выпускнику относительно широкую подготовку и научить его пополнять, обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости. Именно на такую подготовку нацелен бакалавриат (в разных системах — от 3 до 4 лет). Магистратура (обычно 1—2 года) предполагает более узкую и глубокую специализацию. Часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу. Нужно подчеркнуть, что уже бакалавриат дает законченное высшее образование, и выпускник с дипломом бакалавра может претендовать на штатные должности, для которых, согласно существующей нормативно-правовой базе, предусмотрено законченное высшее образование.

Качество образования не есть некое абстрактное свойство; высокое (достаточное) качество — это максимальное (достаточное) соответствие той задаче, которая должна быть решена в ходе подготовки специалиста данного уровня. В идеале именно с выяснения соответствующей задачи должно начинаться проектирование учебной программы, ведущей к получению той или иной академической степени: необходимо (силами экспертов, с привлечением потенциальных работодателей и других заинтересованных лиц) определить по возможности полно набор знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник, освоивший программу. Далее нужно установить, какого рода занятия (лекции, семинары, практики и т. д.) обеспечивают получение предусмотренных знаний, умений, навыков.

Если в дополнение к этому мы решим, какой должна быть разумная нагрузка студента в неделю (сейчас в российской высшей школе таковой признается нагрузка в 54 часа, из них 27 аудиторных), искомый результат — продолжительность общего срока обучения — достигается с использованием простейших арифметических операций. Эта большая работа «конструирования» новых программ по существу только начинается, но заранее можно сказать, что для разных специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального образования потребуются, скорее всего, разные сроки обучения.


10
Игорь 02.11.10

Тамара Ивановна! В вашем вузе вводится опять американская система обучения - бально-рейтинговая, с которой сложностей прибавилось еще больше, чем после ЕГЭ. Зачем?

Балльно-рейтинговая система является неотъемлемой частью Европейской системы переводных зачетных единиц.

Европейская система переводных зачетных единиц (ECTS) представляет собой общую трудоемкость студента, необходимую для освоения программы и получения соответствующих компетенций и результатов обучения. Кредиты количественно отражают работу студента для освоения каждого блока дисциплин относительно общей трудоемкости, необходимой для освоения программы в течение академического года в вузе. В понятие общей трудоемкости входят: лекции, практические занятия, семинары, учебные практики, самостоятельная работа студента в библиотеке или дома, подготовка к сдаче экзаменов.

Таким образом, эта система не имеет ничего общего с ЕГЭ.



Другие новости
Просмотров: 9956
Теги:

..