ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

13.10.15 16:55  

Методическая копилка для родителей от учителя–логопеда центра «Детки.RU» Натальи Михайлюк

Методическая копилка для родителей от учителя–логопеда центра «Детки.RU» Натальи Михайлюк

Учитель–логопед высшей квалификационной категории Наталья Владимировна Михайлюк рассказывает о трудностях обучения в начальной школе и их преодолении с помощью современных логопедических методик в детском логопедическом центре «Детки.RU».

Возможно, ваш ребенок учится в начальной или средней школе и уже не первый год пытается справиться с непонятными ошибками в тетрадях при чтении. И каждый раз, беря в руки его тетрадь, вы горестно вздыхаете — до чего же глупые ошибки!

Если вы читаете статью, значит хотите разобраться в том, с чем столкнулись ваши дети, помочь им.

— Наталья Владимировна, когда могут появиться эти «странные» ошибки?

—Итак, представим, середина первого класса, все дети уже более-менее читают, пишут. Конечно, еще с ошибками, но не все так страшно. А в тетради у вашего ребенка творится что-то невообразимое: куда-то пропадают или меняются местами буквы, а иногда и целые слоги; вместо одних букв внезапно появляются другие, абсолютно искажающие смысл слова. Масса глупых ошибок из-за элементарной, как вам кажется, невнимательности. Вы ругаете ребенка, сидите с ним рядом за выполнением домашних заданий, заставляете переписывать по несколько раз, но толка никакого.

— Наталья Владимировна, почему возникают эти ошибки?

— Об этих проблемах, что случилось с ребенком, как с этим справиться, и пойдет речь.

Есть много академических учебников, где подробно изложена история вопроса таких нарушений, их этиология и патогенез. Здесь же мы постараемся не загружать вас научной терминологией, а будем пользоваться языком, понятным не только вам, но и, по необходимости, вашему ребенку. Ибо он имеет право знать, что в бесконечных «двойках» и «тройках», которыми пестрят его тетради, он не виноват.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

  • Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
  • Зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
  • Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга (теменно–затылочно–височной области) будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Но, так как мы хотим помочь ребенку, у которого имеются нарушения письменной речи, то сразу делаем вывод: в этой системе сложной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой.

— Наталья Владимировна, а что можно сделать?

— Найти слабое звено в цепи, выяснить причину и, определив круг проблем, составить индивидуальный план коррекционной работы с ребенком.

Надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи), лексико-грамматических сторон (наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи), звукопроизношения на разных этапах развития являются основными причинами дисграфии и дислексии.

— Что должно насторожить родителей и учителей начальной школы и русского языка?

  1. Если у вас были сложности при рождении и в первый год жизни;
  2. Если ребенок левша (смешивает на письме буквы, например: б/д, о/а, л/м);
  3. Если он — переученный правша;
  4. Если ребенку ставили общее недоразвитие речи, по речевым показаниям он посещал логопедическую группу (аграмматизмы, например: пять мячов, шесть карандашов);
  5. Если имеется соматическая ослабленность, часто болеет (чаще всего пропуски, перестановки букв и слога, например: краски — караски);
  6. Если он слишком рано пошел в школу (правила знаем, но не применяем, например: щюка, чяшка, радоваца);
  7. Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа (например: мошки — кошки);
  8. Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка неловкие пальчики, тоже смешивает буквы по начертанию;
  9. Если в семье говорят на двух и более языках (аграмматизмы);
  10. Если ребенок имеет вялую артикуляцию, то есть нечеткое произношение (например: трудности — друдности, ваза — фаза, рама — лама);
  11. Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность (пропуски, недописывания);
  12. Если у него есть проблемы с вниманием, памятью (могут наблюдаться все виды специфических ошибок).

Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю, или вообще единичны, то это скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Здесь необходимо дальнейшее наблюдение специалиста логопеда для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.

В коррекционной педагогике для ребят, имеющих трудности в обучении, разработаны программы от 24 до 72 учебных часов, в зависимости от количества специфических ошибок на письме и при чтении.

Доверяйте своих детей профессионалам!


На правах рекламы. Информация предоставлена логопедическим центром «Детки.RU».


Другие новости
Просмотров: 3418

.