Тор 10
Воровать меньше, чем на полмиллиарда — теперь невыгодно
Президент России Дмитрий Медведев на днях подписал поправки в уголовное и административное законодательство, которые предусматривают введение кратных штрафов за взяточничество и коммерческий подкуп.
С виновных во взяточничестве и коммерческом подкупе теперь будут взиматься штрафы, размер которых может превышать сумму взятки в 100 раз. Теперь
Суммы штрафов поражают воображение граждан, живущих на одну зарплату. Это сколько же надо наворовать, чтобы при случае откупиться за полмиллиарда рублей! Размеры хищений известны. Счетная палата оценивает сумму украденного посредством взяток из госбюджета 2010 года в 500 миллиардов рублей. Полтора триллиона рублей ушли «налево» при государственных закупках в 2010 году.
Власть сделала казнокрадам коммерческое предложение. Я не знаю, сколько надо дать «на лапу», чтобы украсть из бюджета миллиард, но верхняя планка платы за риск быть пойманным на взятке теперь известна. Сумма максимального штрафа 500 миллионов рублей — это «цена» взятки от 5 миллионов. За такую сравнительно скромную сумму прогрызаются многомиллиардные бюджетные дыры. Поэтому воровать «по-крупному» меньше, чем на 500 миллионов рублей, смысла нет.
Борьбу с коррупцией нам постоянно показывают по телевизору. Любо-дорого смотреть, как сам Президент принародно распекает госчиновников, половина которых, по его словам, во времена оные уже занималась бы физическим трудом на свежем воздухе.
Народ любит и одобряет такие сцены. Вот бы как в Китае: публичный расстрел на стадионе и счет семье за услуги палача…
Триста лет назад мы, было, вступили на этот путь. Однажды царь Петр велел подготовить указ: если кто украдет столько, что на эту сумму можно купить веревку, то будет повешен. А стоимость веревки взыскать с семьи повешенного. Генерал-прокурор возразил, что царь рискует остаться без подданных: «Мы все воруем, только один более и приметнее, чем другой». После этого случая борьба с казнокрадами перешла в иную фазу. Петр, постоянно нуждавшийся в средствах на военные кампании и на проведение модернизации страны, завел список «спонсоров» для выколачивания необходимых сумм. А выколачивать то, что ему надо, он умел.
Может, и нам хватит уже бороться с коррупцией? Я понимаю смысл спортивной борьбы: поборол противника — получил приз. Понятны цели борьбы за свободу, политической борьбы, конкурентной: устранить, победить, завладеть. Смысл борьбы с коррупцией не понятен. Эта борьба так же ритуальна, бесцельна и бесконечна, как борьба за урожай или борьба с автомобильными пробками. Там, где не хватает профессионализма, провозглашается борьба.
Я допускаю, что коммерциализация отношений власти с коррупционерами — это переход от борьбы к управлению. Хватит ли профессионализма? «Управление коррупцией и воровством» — звучит непривычно. Но не стоит забывать правило: если ты не управляешь, то управляют тобой.
Другие новости
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|