Тор 10
Заболевание молочной железы? Не спешите бояться!

Успешно диагностировать и лечить заболевания молочных желез можно только объединенными усилиями специалистов: врачей лучевой диагностики, маммологов, гинекологов, эндокринологов, хирургов и онкологов. Именно поэтому в Зеленограде появился Центр интервенционной маммологии.
Здесь применяют уникальные современные малоинвазивные — то есть, безоперационные — методы удаления фиброаденом, кист, внутрипротоковых папиллом и других новообразований молочных желез методом вакуумно-аспирационной биопсии (ВАБ).
Специализированный центр — это идея зеленоградских женщин
В Зеленограде маммологи ведут прием и в государственных лечебных учреждениях, и в коммерческих клиниках. Парадокс заключается в том, что такой медицинской специальности, как маммолог, официально не существует. И чаще всего маммолог — это многопрофильный специалист, владеющий современными методами малоинвазивной хиругии и ультразвуковой диагностики, онколог, хирург. Существует множество причин заболеваний молочных желез, и пациенткам часто требуется обследование у врачей разной специализации.
— Идея специализированного центра маммологии придумана не мной, а подсказана пациентками. Последние лет семь мне об этом говорила буквально каждая вторая женщина, а в их мнении я не сомневаюсь — они знают, что им необходимо.
Наша принципиальная концепция — молочные железы невозможно рассматривать отдельно от репродуктивной и эндокринной системы женщины. В штат маммологического отделения должны входить врачи эндокринологи, хирурги, онкологи, неврологи, врачи ультразвуковой диагностики, гастроэнтерологи и даже дерматологи. Те же дисгормональные изменения молочных желез требуют тщательного обследования, начиная от щитовидной железы, печени, репродуктивной системы и вплоть до головного мозга. Только так мы получаем хороший результат.
У пациента появился выбор — делать секторальную резекцию или вакуумную биопсию.
Ранняя диагностика заболеваний — это уже государственная политика в области медицины. Проблема в том, что новообразования в молочных железах надо не просто найти, но и дифференцировать — понять, что это за новообразование, и надо ли его удалять. И если удалять — то как именно.
— Кисты — это доброкачественные образования. Существует более десятка видов кист. Часть их не надо пунктировать, часть необходимо. Эти вопросы решают методы интервенционной маммологии.
У нас в Зеленограде хорошо работает служба рентген-диагностики, ультразвуковой диагностики. Находят уже и образования размером 1-2 миллиметра: есть МРТ, есть двухэнергетическая рентген-маммография, есть томосинтез. Да, мы видим новообразование, но мы не знаем, из каких клеток оно состоит, доброкачественное оно или злокачественное. Чтобы поставить окончательный диагноз, необходима морфологическая верификация с помощью трепан-биопсии или секторальной резекции.
Но теперь появился новый метод — вакуумная аспирационная биопсия (ВАБ). Он позволяет спокойно, быстро, безболезненно удалить образования размером до 6.0 см. И получить точное определение образования в молочной железе. Под местным обезболиванием и под контролем УЗИ, без разреза, выполняется маленький — 1-2 миллиметра — прокол. Под новообразование вводится игла со сложным роботизированным механизмом. На конце иглы создается мощный вакуум, часть образования втягивается в иглу, автоматически срезается и подается наружу в специальный контейнер. Автоматический забор ткани опухоли позволяет удалить ее полностью, в пределах здоровых тканей. Удаленное образование отправляется на гистологию. Вся процедура занимает 15-20 минут. Затем на трое суток накладывается эластичная повязка. Через час после манипуляции можно идти домой или по своим делам.
Надо понимать, что это не метод лечения злокачественных заболеваний, а метод 100-процентной диагностики. В то же время, если образование доброкачественное, ВАБ является и окончательным методом лечения. Удаление доброкачественных опухолей, фиброаденом — это, так сказать, бонус к этой технологии диагностики. Разумеется, есть противопоказания, но у пациента появился выбор — делать секторальную резекцию или вакуумную биопсию. Это, кстати, не ноу-хау. Восемь лет в Санкт-Петербурге делают такие вмешательства, чуть меньше в Новокузнецке, Сургуте, Ессентуках, Новосибирске, Владивостоке, успешно проводят такие операции в ведущих онкологических центрах Москвы. Теперь они проводятся и в Зеленограде.
Надо ли удалять все доброкачественные образования?
— Сейчас наблюдается такая установка — «фиброаденомы не надо удалять». Мне, как онкологу и хирургу, это не совсем понятно. Вот для примера один случай. Женщина наблюдалась 12 лет, фиброаденома подтверждена цитологически. Удалять категорически отказывалась. На 13-й год фиброаденома начала расти, и теперь это уже не доброкачественное образование.
Или — женщина планирует беременность. Я вижу у нее недалеко от соска фиброаденому. Она беременеет, происходит гормональная перестройка, после родов начинается лактация — и новообразование резко растет. Вырастает буквально за месяц-два. Женщина прекращает кормить и срочно едет удалять его. Тут моя задача, как врача, поставить ее в известность о современных методах лечения фиброаденом. Конечно, удалять или не удалять доброкачественные образования — решает пациент. И есть простые кисты, которые не надо ни удалять, ни пунктировать. Раз в год мы их спокойно контролируем.
Грудное вскармливание и проблемы молочных желез
Мастит, трещины сосков, лактостаз (застой молока) — частые проблемы кормящих мам. В центре помогут найти причины — порой неожиданные, — и избавиться от этих серьезных проблем или вовсе избежать их при своевременном обращении.
— При планировании беременности практически никто не обследует молочную железу. А ведь только так можно исключить скрытые заболевания молочных желез, вялотекущие воспалительные процессы и пролечить их до наступления беременности. Например, если выявлена фиброаденома, то лучше ее удалить, поскольку во время беременности и лактации это будет сложнее сделать. О пользе грудного вскармливания, надеюсь, говорить не приходится.
Что делать, если уже у кормящей женщины гнойный мастит, и уже требуется хирургическое вмешательство? Я давний приверженец малоинвазивной хирургии — то есть, операций без разрезов или с минимальными разрезами. Медицинская аппаратура и оборудование, которое мы применяем, позволяет делать операции, которые не оставляют никаких шрамов или рубцов на груди. С помощью специальных, отработанных методик, на основании обновленного протокола ведения лактационного мастита, можно добиться прекрасных результатов без госпитализации. Женщина может продолжать кормить.
Лактостаз происходит чаще всего из-за воспаления соска. Этой проблемой я занимался около десяти лет. Сосковая область — это не кожа, а очень нежный участок молочной железы. Застой, остановка движения по протокам грудного молока начинается чаще всего с сухого соска, с маленькой трещинки на соске. Когда молоко застаивается, в место нарушения оттока может попасть инфекция, а это уже грозит более серьезными осложнениями. Необходимо обследоваться и учиться грудному вскармливанию еще на этапе планирования беременности. В нашем центре работает отделение по подготовке и обучению грудному вскармливанию. Здесь же можно и получить грамотную консультацию специалистов.
Телефоны: 8 (499) 116-70-71, 8 (916) 009-62-22
Есть противопоказания. Проконсультируйтесь с врачом.
На правах рекламы. Информация предоставлена рекламодателем.
Другие новости медицины