Тор 10
«2012»: мир, как мы его знаем, подходит к концу
После его выхода на экраны можно с уверенностью сказать, что как минимум за многочисленные впечатляющие спецэффекты это ожидание не стоит считать напрасным, аттракцион получился впечатляющий.
Конец света, о котором так любят — при наличии средств, естественно — снимать масштабные батальные полотна голливудские титулованные умельцы, в очередной раз близок. Молодой симпатичный ученый афроамериканского, как у них принято говорить, происхождения Эдриан Хелмсли (Чиветел Иджиофор) приезжает к своему коллеге-индусу Сатнаму (Джими Мистри) в лабораторию, находящуюся глубоко под землей. Коллега сообщает неутешительную новость: под влиянием солнечной активности ядро земного шара нагревается, как в печи СВЧ, и скоро нам всем настанет каюк. Ученый мчится обратно в США, чтобы донести известие о грядущей катастрофе до американского руководства. У президента, мудрого и благообразного отца нации Томаса Уилсона (Дэнни Гловер), тоже, что характерно, негра, есть помощник, жуликоватый и мерзкий толстяк Карл Анхаузер (Оливер Платт), сразу начинающий действовать в корыстных интересах для спасения собственной шкуры и торговли билетами по миллиарду евро за штуку на спасительные ковчеги. Президент — вдовец, нежно любящий свою красавицу-дочку Лору (Тэнди Ньютон), заходящую к нему в кабинет без стука даже во время самых ответственных и судьбоносных совещаний. Пока верхушка США занята поиском путей для спасения избранного человеческого генофонда вместе с руководителями стран «Большой восьмерки», простой писатель Джексон Кертис (Джон Кьюсак), книги которого продаются мизерными тиражами, едет забрать своих детей на законный «родительский день» у бывшей жены Кейт (Аманда Пит). Жена устала ждать внимания от своего супруга-неудачника и разменяла его на успешного пластического хирурга Гордона Зильбермана (Томас МакКарти). Писатель везет сына Ноя (Лайам Джеймс) и дочку Лили (Морган Лили) в природный заповедник, где они раньше любили гулять, и обнаруживает, что там все сильно изменилось, появился забор, любимое озеро высохло, а вокруг шустрят многочисленные военные. Здесь же он встречает чокнутого ведущего пиратской радиостанции Чарли Фроста (Вуди Харрельсон), который сообщает своим слушателям о надвигающемся Апокалипсисе, причем пират эфира находится в исступленном возбуждении от мысли об этом. Писатель не особо верит рассказам странноватого чудака. Но когда его нынешний работодатель, русский олигарх Юрий Карпов (Златко Бурич), у которого он подрабатывает личным шофером, просит привезти своих сыновей, капризных кудрявых близнецов Алика и Олега (Александр и Филипп Хауссманны) в аэропорт к личному самолету, становится ясно, что речь идет об экстренной эвакуации. Писатель стремглав несется спасать свою семью на казенном лимузине, а на планете тем временем уже начинаются необратимые разрушительные процессы. Гигантские трещины разламывают асфальт, образовавшиеся проломы поглощают все живое, и это только начало конца. Дальше будут падать небоскребы, стираться с лица земли целые города, писатель вместе с детьми, бывшей женой и ее нынешним мужем будет улепетывать что есть духу от гибели, сначала сам по себе, а потом и в компании олигарха, его детей, любовницы олигарха Тамары (Беатрис Розенблатт), крашеной блондинки с пекинесом, и отважного русского пилота по имени Саша (Йоханн Урб). Ну, а те, кому досталась квота на спасительные ковчеги, по одному на каждую из стран «Восьмерки», строящиеся в Китае силами местных трудящихся, вынуждены будут поторопиться — процесс разрушений пойдет уже в геометрической прогрессии. Вслед за землетрясениями в отдельных городах и штатах начнут разваливаться целые континенты, смещаться полюса, извергаться вулканы, а океанские волны километровой высоты будут довершать работу, подчищая с поверхности планеты то, что еще осталось цело. Особо можно отметить торжество китайской дешевой рабочей силы, сумевшей в рекордные сроки построить крепкие корабли для избранных, и могучий русский транспортный самолет «Антонов», с полным брюхом автомобилей элитных марок, способный даже не в идеальной кондиции совершать трансконтинентальные перелеты.
Зрелище у Эммериха на этот раз получилось рекордное по всем позициям — Землю он наконец-то довел уже не до локальных бед, а до полной, глобальной катастрофы. Масштабность разрушений всего живого и использованные при их съемках спецэффекты поистине беспрецедентны, спасибо гигантскому бюджету и фантазии режиссера. О художественных составляющих в этом случае говорить как-то не к месту, когда главное — это батальное полотно Апокалипсиса. Не особо утруждали себя этим и создатели, картина изобилует штампами и стереотипами, наработанными годами. Многочисленные персонажи, главные и второстепенные, каждый при этом со своей историей, периодически начинают разыгрывать сцены из других фильмов. Вот идет ко дну гигантский океанский лайнер а-ля «Титаник» с милыми старичками-музыкантами на борту, один из них отец Эдриана Гарри (Блу Манкума). Вот сентиментальные сцены, призванные вызвать непрошенную слезу у впечатлительной части аудитории (остальные в эти моменты сильно скучают и ждут продолжения экшна). А вот герои вместо стремительных действий, теряя драгоценные секунды, оставшиеся до гибели не только себя, но и всех остальных, нежно держатся за руки и говорят важные слова, рискуя сделать их последними в своей жизни. Ну, и дети разных народов, проходящие сквозь это 2,5-часовое полотно — вроде никого не забыли и не обидели, все на месте. Избранность тех, кто будет спасен — это вообще отдельная песня: пока действующие лица либо героически ускользают от гибели, либо жертвуют собой ради других, под восторженные реплики и смех из зала стирается с лица земли все остальное человечество. Но это — так, издержки жанра, в котором с выходом «2012» Эммерих практически достиг совершенства. Вавилон пал, осталась одна Африка.
Алексей Леонидов
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|