ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

27.08.09 21:39  

«Каникулы строгого режима»: лагерные сказки

Фильм «Каникулы строгого режима» с Сергеем Безруковым и Дмитрием Дюжевым в главных ролях, в котором сквозит неприкрытая ностальгия по классике советского комедийного кино, рассказывает о приключениях двух беглых зеков, устроившихся работать вожатыми в пионерлагерь.

Честно говоря, любой хоть немного мыслящий человек в нашей стране реагирует на кинопродукцию с маркой «Первый канал представляет» мягко говоря, с недоверием. То же самое касается и отечественных комедий, уровень которых, во многом благодаря усиленным стараниям весельчаков из КВН, опустился до критического. Ну, и традиционное развлечение наших прокатчиков, напоминающее приснопамятные «выборы на безальтернативной основе», когда в связи с выходом на экраны очередного шумного российского проекта все остальные премьеры откладываются «на потом», также не вызывает радости — мол, ешьте то, что дали, другого в меню нет. Но при близком знакомстве с картиной, появление которой успешно совместило в себе все три вышеперечисленных составляющих, все оказалось вовсе не так страшно.

Сериальный режиссер Игорь Зайцев, дебютирующий этим фильмом в большом кино, снял его по мотивам книги автора «Улиц разбитых фонарей» бывшего сотрудника МВД Андрея Кивинова и журналиста Федора Крестового, имеющего богатый опыт тюремной жизни. Точно так же распределяется социальный статус двух главных героев. Евгений Кольцов (Дюжев) — бывший опер, попавший не в «ментовскую зону», а в обычную колонию строгого режима, где ему точно не удастся выжить — зеки такого соседства не потерпят. Виктор Сумароков (Безруков)—- авторитетный заключенный по кличке «Сумрак», всю сознательную жизнь проведший за решеткой, держатель воровского «общака», живущий «по понятиям» и людей в форме презирающий. Когда уголовники решают прикончить Кольцова, Сумрак, как «смотрящий», пытается остановить грядущую расправу, но дерзкий «активист» Шаман (Малхаз Абуладзе), претендующий на деньги «общака», придерживается другого мнения. В итоге во время бунта в тюремной столовой и начавшегося штурма ОМОНа Кольцову суют нож под ребро, а Сумраку разбивают голову. Командир омоновцев (Алексей Кравченко) оказывается старым знакомым Кольцова, он забирает обоих раненых в больницу, несмотря на протесты тюремного начальства. А потом и вовсе помогает им бежать, другу — для того чтобы попасть в другую зону, где он сможет выжить, а Сумраку — за компанию, для отвода подозрений. Когда же знакомая омоновца, начальница близлежащего пионерлагеря (Людмила Полякова) слезно просит его прислать на помощь в воспитании грядущих на смену деток пару крепких мужчин, служивый решает, что лучшего места спрятаться для беглых заключенных и быть не может. Таким образом, под легендой «бывших сотрудников МВД, проходивших службу в Чечне, получивших ранения и скучающих в госпитале» Кольцов и Сумароков устраиваются работать вожатыми в пионерлагерь. Наивный (как бывает только в кино) женский коллектив категорически не замечает подвоха и с радостью принимает странноватых «педагогов» в свои ряды. А с появлением толпы отдыхающих детей жизнь подельников по неволе становится совсем нескучной, и если бывший мент Кольцов, имеющий достаточный опыт жизни на свободе, в обществе и в семье, входит в роль достаточно легко, то для Сумарокова, видевшего только зоны, это становится путешествием в совершенно незнакомый ему мир. Неуправляемые подростки, хулиганящие при любом удобном случае, симпатичная вожатая Таня (Алена Бабенко), в которую Сумрак — впервые в жизни — влюбляется, быт пионерлагеря, где бывалому зеку приходится поступиться многими из своих незыблемых принципов — в итоге получается увлекательная трагикомедия для семейного просмотра, благо, никакой откровенной пошлости тут не замечено. Фильм, мало что общего имеющий с настоящей жизнью, довольно простоватый и во всех смыслах сказочный, но при этом неожиданно неплохой.



По большому счету, ничего особенного создатели картины, работавшие под чутким руководством продюсеров «Первого канала», не сотворили. Не особо скрываясь, они внимательно перелопатили классику советского кино, такую, как «Джентльмены удачи», «Усатый нянь», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» и т. д., и выдали свою интерпретацию, опираясь на харизматичную парочку Дюжев и Безруков, не игравшую вместе аж со времен «Бригады». Понятно, что почти ничего из происходящего в «Каникулах» на самом деле быть не могло, но надо быть изрядным ханжой, чтобы вменять режиссеру, сценаристам и актерам претензии насчет недостоверности. Все-таки толковых, нескучных и непошлых комедий отечественного разлива, да еще таких, на которые можно пойти всей семьей, не опасаясь за последствия для неокрепшего детского сознания, не было достаточно давно. Другое дело, что ничего существенно нового тут нет, есть скорее кем-то хорошо забытое, а кому-то — прекрасно помнящееся зрелище, которым был так богат кинематограф нашей страны в былые годы. И это, скорее, не заслуга, а вынужденная мера, в погоне за неуклонно уходящим от родного кино зрителем. Лучше уж дать ему пережить привычные, проверенные годами эмоции, и посмеяться, и взгрустнуть, и посочувствовать героям, нежели продолжать затянувшийся бесчеловечный эксперимент на испытание терпения, которое, как известно, совсем не безгранично. До чего же его, зрителя, довели, что он, бедняга, готов радоваться таким мелочам, как просто неплохая комедия, детская во всех смыслах. Впрочем, инфантилизм современного человека, который остается принимать как данность, стирает границы между детским и взрослым кино, удачно найдя определение «для семейного просмотра». Сказка для взрослых и примкнувших к ним детей, самое время.

Алексей Леонидов


Другие новости культуры
Просмотров: 10113
Теги:



Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 2.

Гость 31.08.2009 16:16:03

Все критикуют этот фильм однобоко. Люди разучились смеяться, стали слепыми и глухими. Правда, при этом немыми не стали, и поливают грязью, как по заказу!

Что хотите, говорите, а фильм понравился! Игра актеров, работа оператора, японские мотивы - все естественно и так жизненно. Киношка абсолютно на позитиве :), новые фишки, юмор не тупой на американский манер, а наш, русской, роднооой :)

Философский подтекст реализован полностью: все мы люди, все хотим, чтобы нас приручили, полюбили и поняли. И стать счастливым, пойти новой тропой может каждый, даже тот, кто по молодости наглупил, а таких ой, как много!

Ходила под впечатлением долго. Всем советую смотреть, смотреть и еще раз смотреть!!!


Гость 30.08.2009 13:34:52

Слушай, автор,ты критик самого низкого пошива. Прересказывать произведение в своем "сочинении" - глупость. Этому еще в 5 классе всех учат.Те кто видел, знают, тому кто придет смотреть, подпортишь удовольствие.Если просмотр современного кинематографа для твоего терпения такое тяжкое испытание, смени професию, не мучайся.


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!