Тор 10
«Приколисты»: клуб веселых и жизнеустойчивых
В оригинале картина называется «Funny People», и перевод в духе «Юмористы», или «Смешные люди» подошел бы ей не только лучше, но и больше соответствовал содержанию и настроению. Да и с жанровыми определениями торопиться не стоит — комедией в чистом виде, основанной на фонтанах приколов, которые можно было бы ожидать при таком варианте названия, этот фильм точно не является. Здесь, скорее, сага о судьбе юмориста — а они, как известно, люди в жизни не очень-то и веселые — неожиданно оказавшемся лицом к лицу со смертью и основательно призадумавшемся. Популярнейший стэнд-ап комик Джордж Симонс (Адам Сэндлер) узнает от врачей, что болен редким заболеванием крови, сродни лейкемии, и дни его, скорее всего, сочтены. Некоторые шансы на выживание, впрочем, у него все же есть, но экспериментальное лекарство, прописанное Джорджу, помогает в 8 случаях из ста, так что в случае неудачи через год юмориста ждет могила. Согласитесь, что завязка для искрометной комедии не самая веселая. Миллионер, звезда, кумир для поклонников и желанный мужчина для девушек начинает, что вполне понятно, задумываться о вечном и смотреть на свою прошлую жизнь весьма критически. Тем временем шоумен-дебютант Айра Райт (Сет Роджен) делает свои первые робкие шаги на сцену, работает в сетевой закусочной и живет в съемной квартире с двумя приятелями, один из которых (Иона Хилл) также пробуется в стенд-ап как автор и исполнитель комических миниатюр, а другой (Джейсон Шварцман) мечтает о карьере киноактера, солируя в глуповатом сериале «Йоу, препод». Пути Симонса и Райта пересекаются в одном клубе, куда звездный комик заглянул случайно. После недолгих раздумий Джордж приглашает Айру поработать у него — ассистентом, автором шуток и кем-то вроде мальчика на побегушках и сиделки в одном флаконе — Симонс так и не обзавелся семьей и живет один. Кроме помощника, Райт становится другом и учеником Джорджа, что, правда, не мешает опытному шутнику подкалывать своего наивного приятеля при любом удобном случае. У Симонса когда-то была настоящая любовь, симпатичная блондинка Лора (Лесли Манн), но 12 лет назад она ушла от него, устав от постоянных измен, и живет в браке с бизнесменом-австралийцем (Эрик Бана). Она родила двух дочерей, а муж проводит большинство времени в Китае, где у него дела, и, судя по всему, тоже измены жене. Неудивительно, что начавший отсчет последних дней Джордж сначала пытается просить прощения у Лоры, а потом их отношения начинают вспыхивать с новой силой. Впрочем, когда доктор приносит благую весть о том, что больной скорее жив, чем мертв, болезнь отступила и можно вздохнуть спокойно, все оказывается не так просто. Да и сам Симонс, прожженный циник и одиночка, на время погрузившийся в сентиментальность и меланхолию, не очень-то готов к переменам, особенно узнав, что времени у него опять навалом и торопиться некуда.
Событий и сюжетных линий тут несколько многовато для одного фильма, да и хронометраж впечатляет — почти два с половиной часа. Параллельно с жизненными коллизиями главных и второстепенных героев, тоже, к слову, довольно забавных, немало экранного времени отдается тому самому стенд-апу, шуткам, которые герои произносят со сцены перед публикой разных клубов. Эти сцены как раз и относятся к тому, что можно с натяжкой назвать приколами, и их тут тоже немало, смешных и не очень. Юмор все больше туалетно-генитальный, но публике, как известно с некоторых пор, другого и не надо, достаточно вспомнить наш «Comedy Club». Как сообщает интернет-разведка, тексты для своих скетчей актеры писали сами, разыгрывая их потом перед настоящими зрителями, что не может не вызывать некоторого уважения. Но весь этот смех — лишь фон, антураж, трудовые будни записных юмористов, и если бы это оставалось в фильме главным, то мы имели бы дело с очередным выпуском комедийного шоу, и не более того. А Апатов пошел глубже, развернув целое трагикомическое и мелодраматическое полотно, ну и окончательно расположил к себе, изящно прикрыв лавочку с неизбежным хэппи-эндом, оставив, впрочем, героям жизнь, но не суля обещаний, что она будет долгая и счастливая. Если режиссера и можно в чем-то упрекнуть, так это в той самой чрезмерной обильности и расточительности, когда из одной картины можно было бы сделать пару или тройку, немного покороче. Но хорошего, как известно, много не бывает.
Алексей Леонидов
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|