ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

15.12.08 20:22  

«Враг государства №1: Легенда»: понты хаотические

Боевик «Враг государства №1: Легенда» — вторая часть истории жизни и преступлений Жака Мерина, знаменитого французского гангстера. Первая часть фильма вышла в прокат месяц назад, в декабре.

Преступления Мерина, а именно на таком произношении своей фамилии, с ударением на последнем слоге, настаивал он сам, были дерзкими и непредсказуемыми, будь то налет на банк, казино или отель. Он использовал грим и делал пластические операции, его боготворил народ, им восхищались женщины, и ненавидело государство. Многолетнее издевательство Мерина над полицией превратилось в народный эпос, и прервать его удалось только тогда, когда президент Франции Валери Жискар д’Эстен высказал пожелание устранить осточертевшего властям преступника без суда и следствия. Что и было сделано — в центре Парижа Мерин был расстрелян прямо в машине на светофоре группой полицейского спецназа. Собственно, сценой расстрела дерзкого налетчика и начинался первый фильм, точнее, было показано, как перед машиной Мерина останавливается грузовик, в кузове которого до поры до времени пряталась группа вооруженных автоматами полицейских в штатском. Таким образом, смерть главного героя была разбита на три части: второй фильм стартует с демонстрации уже мертвого, залитого кровью Мерина, и толпы полиции и журналистов вокруг его машины. Ну а в финале этой биографической эпопеи, длящейся в общей сложности более четырех часов, последние минуты жизни «врага государства №1» показаны в строгом хронологическом порядке: попытка покинуть страну и скрыться, слежка, безжалостный расстрел с контрольным в голову для верности, и крупный план окровавленного Жака, чем-то похожего здесь на Христа после распятия из фильма Мела Гибсона.



Первый фильм в оригинале называется «Инстинкт смерти», так же, как и автобиография Мерина, написанная им в тюрьме. Собственно, на ней и основывался сценарий первой части. На создание этих мемуаров Жак пошел сознательно и рискованно, во многом из-за того, что был недоволен статьями о его «подвигах». Адвокат в ужасе отговаривала своего подзащитного от таких откровений: как можно рассказывать о десятках убийств и других отчаянных преступлений, так можно и на гильотину отправиться по совокупности. Мерин в ответ только усмехался в усы — кто докажет, что я все это не придумал? А народу нравится. Вообще говоря, ему очень хотелось именно нравиться людям, простым обывателям, красивым женщинам, даже тюремным надзирателям, называвшим его не иначе как «господин Жак». Когда на первые полосы газет попал совершивший переворот в Чили генерал Аугусто Пиночет, Мерина это страшно разозлило — он очень ревностно относился к своей славе. Мифы и легенды о себе, любимом, были для него очень важны. Когда журналист из какой-то ультраправой газеты посмел усомниться в его благородстве, расплата за печатное слово наступила очень быстро: соблазнив корреспондента эксклюзивным интервью, Мерин завез его в глухую пещеру и избил до полусмерти. Тому журналисту повезло — он выжил после тяжелейших побоев и пуль, которые Жак выпустил в его тело. Но пиком откровений Мерина для прессы уже стало до этого другое интервью, которое он дал журналу «Paris Match». Тогда он впервые подробно и публично заговорил о своих политических взглядах, ненависти к законам и тюрьмам строгого режима, да и всей системе в целом. В этих «программных заявлениях» была, конечно, огромная доля лукавства — просто к тому времени Мерин уже успел заметить, что СМИ уделяют все больше внимания новому феномену, террористическим группировкам антибуржуазного толка, таким, как «Красные бригады» или группа Баадера-Майнхоф. И не преминул этим воспользоваться, добавив к своим изящным и стильным преступлениям еще и модную социальную остроту. Блестящий актер и талантливый мистификатор, Мерин смог стать кем-то сродни современного народного любимца — Робин Гуда с пистолетом в руке и неизменной улыбкой на часто меняющемся лице.

Разница между первой и второй частью саги о легендарном бандите еще и в том, что если в своей книге Мерин мог прихвастнуть, причем, скорее всего, так оно и было, то основой для второго фильма были все же более достоверные источники. Сама по себе идея снять столь длинную картину и разделить ее на две половины не лишена смысла, как уже говорилось, материала тут хватило бы и на целый сериал. Да и стилизация под классику гангстерского кино 70-х годов — ход вполне осознанный и объяснимый. Но все-таки теперь, уже после просмотра обоих частей фильма мнения, как говорится, разделились, даже среди поклонников исполнителя роли Мерина Венсана Касселя. От этих многочисленных картинок, постоянно куда-то исчезающих героев и прочей суеты в итоге остается примерно такое содержание: жил такой парень, ни в чем себе не отказывал, колотил понты и доколотился в итоге. Красиво, безусловно, но как в том старом анекдоте: сынок, понты бывают фронтальные, вертикальные, диагональные и хаотические. Во «Враге государства» они все больше как раз такие и есть.

Сергей Николаев


Другие новости культуры
Просмотров: 6435
Теги:



Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 0.
Комментарии отсутствуют. Хотите добавить?

* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!