Тор 10
«Адмиралъ»: русский блокбастер, бессмысленный и беспощадный
После просмотра этого новейшего российского блокбастера, самими создателями в сей ранг и возведенного, возникает много вопросов, ответов на которые фильм не дает.
Истории жизни Александра Васильевича Колчака хватило бы не то что на 10 серий, она была столь насыщена и многогранна, что могла бы послужить сюжетом для десятков захватывающих фильмов. Отважный полярный исследователь, добиравшийся до Северного полюса на собачьих упряжках и искавший, среди прочего, землю Санникова. Участник географических экспедиций и автор научных монографий. Царский адмирал, возглавивший Черноморский флот незадолго до революции и самопровозглашенный Верховный правитель России, начиная с ноября 1918 года. Отважный командующий, героически проявляющий себя в сражениях, и жестокий палач, вырезавший в Сибири целые деревни, отдававший приказы пытать и расстреливать своих противников. Сложная и противоречивая личность, ненавидимая большевиками, даже породившими на почве террора, им устроенного, термин «колчаковщина», и патриот, идеалист и чуть ли не святой для белого движения и современных государственников.
Почти ничего из этого пестрого калейдоскопа в фильме нет. А то, что все же есть, показано таким рваным пунктиром, что цельных впечатлений о масштабах личности главного героя как-то не возникает. Но и это не главная беда так безбрежно разрекламированной картины. В конце концов, любовная линия, легшая в основу сюжета, для исторического полотна вещь не только полезная, но и могущая соединить между собой разные исторические реалии. А тут как раз речь идет об одном из самых драматичных моментов отечественной истории, с 1916 по 1920 годы. Как уже известно было из рекламных роликов, за любовь тут отвечает Елизавета Боярская, играющая Анну Тимяреву, бросившую ради Колчака своего законного мужа и проследовавшая за возлюбленным до самого конца. Это тоже история невероятной силы и красоты, ведь реальная Анна действительно пожертвовала ради любимого человека всем: семьей, ребенком, спокойной жизнью с мужем, удачно адаптировавшимся к Советской власти, была арестована вместе с Колчаком в январе 1920 года, прожила после его казни 37 (!) лет в лагерях и успела еще побыть консультантом на съемках «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Но и эта такая привлекательная линия не только выстроена рвано и хаотично, тут еще и другая беда: Лиза Боярская патологически не умеет играть ничего сложнее мебели, и крупные планы смазливого личика не спасают от привкуса жуткой фальши и беспомощности. Никакой страсти, никакого развития чувств, переживаний, вообще никаких человеческих качеств, кроме непонятно откуда взявшейся любви к Александру Васильевичу, все насквозь искусственно и однообразно.
Вообще, трио Хабенский (Колчак), Боярская и Безруков (Каппель) перекочевало сюда словно из предыдущего продюсерского проекта Первого канала, «Иронии судьбы — 2», только Безрукова на этот раз стало меньше, третий угол любовного треугольника занял Владислав Ветров, сыгравший мужа Анны, Сергея Тимярева. Герой Безрукова, генерал Каппель, появляется в кадре немного, воюет отважно, идеи несет, как и положено героям этого актера, сугубо патриотические, ну и умирает геройски, лишившись незадолго до этого ног, что вызывает нездоровую реакцию у тех, кому Безруков антипатичен. Хабенский-Колчак, в свою очередь, не спускает с лица гримасу усталости, переходящей периодически чуть ли не в брезгливость, благо, опять же крупные планы позволяют рассмотреть его достаточно долго и близко. А роман, который случился между настоящими, не киношными Колчаком и Тимяревой, и был бурным и захватывающим, лишился здесь столь большого количества деталей, что вместо жизни на экране бурлят декоративные, сериальные сюжеты, и происходят банальные диалоги. Вместо высоких чувств и головокружительной, готовой все отдать в жертву любви — картон и пластмасса. Батальные сцены, впрочем, не подкачали, как и компьютерные морские бои, но дела это не спасает, все-таки, в отличие от «Войны и мира» создатели фильма выдвинули главной целью мир и любовь — и промахнулись почти по всем мишеням.
Защитники «Адмирала» могут сказать в ответ: у вас нет души, если такое кино вам не понравилось. Остается ответить одно — что же я могу поделать, если у тех, кто его снимал, просто нет вкуса.
Алексей Леонидов
Другие новости культуры
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|