Важно
Тор 10
«Полнолуние в детской»: 15 лет волшебства на сцене в воспоминаниях артистов
Премьера спектакля, поставленного Александром Тарасовым, состоялась 20 февраля 2010 года. За прошедшие 15 лет он был сыгран 110 раз, собрав около 15 тысяч зрителей не только в Зеленограде, но и в Твери (2013), Брянске (2018), Старом Осколе, Губкине и Железногорске (2024).
«Полнолуние в детской» — трогательная история о мальчике Ване, который однажды ночью встретил таинственного гостя и открыл для себя мир волшебства и приключений. За 15 лет спектакль мало изменился, и уже повзрослевшие первые зрители могли бы увидеть его почти в первозданном виде: те же декорации, костюмы, герои. Даже сохранились голоса первых исполнителей ролей Великого и Ужасного и Лесной Феи — Петра Васильева и Зои Даниловской. Именно они звучат на спектакле в записи по сей день. Главными же изменениями, пожалуй, стали перенос спектакля с малой на большую сцену и актеры, сыгравшие роль мальчика Вани. Первым ее исполнителем был Дмитрий Копылов, затем — Сергей Друзьяк, известный детям как Каляка-Маляка из программы «Давайте рисовать» на телеканале «Карусель», а сейчас роль исполняет Кирилл Лясковский.
Наталья Тимонина (роль — Бабушка): «Я всегда любила такие острохарактерные роли! Она такая Шапокляк — заноза, гвоздик в спектакле. Играть ее было легко и интересно все эти 15 лет. Роль почти не менялась — костюм оставался тем же, да и характер героини был сразу ясен. Хотя, конечно, в живом исполнении всегда есть вариации — в зависимости от игры партнеров. Особенно с Александром Васильевичем (Мороженщик) у нас постоянная «война» на сцене! Он любит импровизировать, а я предпочитаю четкую канву. Особенный момент — первое появление моей героини с ее знаменитой фразой про Киевский вокзал. Важно подать это неожиданно, чтобы "стрельнуло" у зрителей. Когда они реагируют — это особое удовольствие!»

Ольга Львова (роль — Мама): «Сказка действительно волшебная и трогательная. Она вневременная — ее события могут происходить как сейчас, так и в прошлом, в любое время. Детям эта история нравится, благодаря своей простоте и одновременно волшебности. Знаете, в спектакле с нами играет артист, которого уже нет в живых. Каждый раз, когда слышу — кажется, будто он снова здесь. Он напоминает: чудеса случаются. Ни врачи, ни земные трудности не отменяют веру в чудо. Не знаю, как задумал тогда Илья Юрьевич Колосов [автор пьесы — прим. Инфопортала], но получилась история, которая дарит надежду».
Зоя Даниловская (первая исполнительница роли Феи): «Создание спектакля было очень веселым процессом, потому что душой нашего проекта был Петр Евгеньевич Васильев, исполнитель роли Великого и Ужасного. Мы очень горели этой работой, но при этом отдыхали. Мне кажется, успех спектакля связан с удовольствием, которое артисты получают и дарят зрителям. Я уже давно не играю в спектакле, но год назад мне пришлось сыграть роль мамы на гастролях. Спустя много лет я снова попала в этот спектакль и вновь ощутила это чувство озорства и удовольствия».

Марина Бутова (роль — Мама): «Я попала в спектакль уже в самом конце репетиций. Роль мамы должна была играть Зоя Даниловская, она по задумке режиссера переодевалась из феи в маму, но на прогонах выяснилось, что это невозможно, так как переход между сценами молниеносный. Поэтому вызвали меня. Роль малюсенькая, но очень добрая. Поразительно, но мне частенько дети дарили цветы, хотя я появлялась на пять минут».
Анастасия Яковлева (роль — Фея): «Мне было очень интересно работать над этой ролью. Я люблю сказки. И я работаю не только над ролью, а в целом над образом. Дети — самые внимательные зрители, и для меня было крайне важно передать все грани образа Феи. От кончиков пальцев, до кончиков ресниц. Я прихожу в свою гримерку за несколько часов до спектакля и начинаю колдовать над сказочным образом. У меня были и зеленые, и красные ресницы из перьев, были красные, белые линзы... Этим я шокировала своих партнеров и гримеров».

Александр Бавтриков (роль — Мороженщик): «Илья Колосов, наш бывший директор и драматург, написал такую замечательную пьесу. Мои самые любимые сценки — с бабкой. У нас с ней всегда сложные отношения — мы друг друга не понимаем, и это правильно! Она за мной охотится, я за ней... В общем, никто не разберет, кто кого. Я не даю ей "закваситься". Сказка должна быть озорной! Если она не будет озорной, это уже не то. А сила ее в правде! История правдивая, даже если она сказочная. С героем происходит чудо — разве не прекрасно?»
Илья Роговин (роль — Великий и Ужасный): «Петр Евгеньевич Васильев выводился из состава, а меня ввели как молодого артиста, пришедшего в театр. Роль мне показалась забавной, потому что можно сыграть великого и ужасного одновременно. Мы много чего пробовали с гримом: то бороду, то усы, то брови, то зубы закрашивали черным лаком. На большой сцене, правда, это не всегда видно. В этом спектакле воплощаются странные фантазии, мечты, которые трудно выразить... Как сон. Хотя, говорят, чужие сны неинтересны, но этот — интересный».

Вячеслав Семеин (роль — Монгольфье): «Мне кажется, когда наш тогдашний директор Илья Колосов писал эту пьесу, он уже предполагал, что роль Монгольфье буду играть я. У меня сразу возникла ассоциация с Карлсоном: Монгольфье тоже любит сладкое, тоже прилетает к мальчику. Персонаж изначально был прописан настолько детально, что принципиальных изменений не требовалось. Особенно ценю первую сцену знакомства — очень теплую, трогательную. Именно там Монгольфье узнает, что мальчик не ходит, и искренне поддерживает его. Думаю, зрителей подкупает светлый посыл: даже в самой трудной ситуации нельзя отчаиваться».

Дмитрий Копылов (первый исполнитель роли мальчика Вани): «Мой путь в спектакль начался с обычного распределения ролей. Только что окончив театральный институт, я увидел приказ на стене театра о запуске новой постановки со своим именем в списке. Это была моя первая серьезная роль в начале карьеры. Спектакль стал для меня настоящей школой. Я учился у своих партнеров — Петра Васильева и Александра Бавтрикова — их импровизационной легкости и хулиганству. Мы с Ваней, моим персонажем, похожи наивностью и добротой. Хотя если он мечтал о футболе, я всегда предпочитал хоккей. Самым ценным в этой работе стал опыт первой главной роли — я научился нести на себе весь спектакль и освоил искусство импровизации, которое стало основой моего дальнейшего творчества. Театр — живой организм, и каждая постановка имеет свой срок. Главное — поблагодарить ее за все, что она дала».

Сергей Друзьяк (второй исполнитель роли Вани): «В "Ведогонь-театр" меня привела счастливая случайность. Наталья Третьяк, моя однокурсница, сообщила, что Дмитрий Копылов уходит из спектаклей "Полнолуние в детской" и "На дне", и я могу попробоваться на его место. Я сразу согласился — особенно потому, что "На дне" ставил мой мастер Александр Кузин.
Репетиции запомнились легкостью и теплой атмосферой. Я переписывал текст в тетрадь, но, как шутил мой партнер Вячеслав Семеин, так его и не выучил до конца. Живя в Москве, я приезжал на репетиции ночью, чтобы избежать пробок, и дремал в гримерке. Эти предрассветные часы были особенными — мне снились удивительные сны, словно перекликающиеся с волшебной атмосферой спектакля. Я обожал свою роль — прежде всего за наших веселых и поддерживающих друг друга актеров. Однажды я набрал вес, и в сцене, где мой персонаж запрыгивал на Славу Семеина, он с улыбкой заметил: "Ну ты явно переедаешь!" Сейчас мне этого не хватает — спектакль держал меня в форме.
Ваня — настоящий мечтатель, как Питер Пэн или Карлсон. Его история о том, как фантазия побеждает реальность. Самый эмоциональный момент для меня – когда он впервые встает на ноги. Бабушка и мама плачут от счастья, и я тоже не мог сдержать слез. Этот спектакль напомнил мне: мечты сбываются, если в них верить.
Прощание со спектаклем – это светлая грусть. Я уже пережил это расставание, но до сих пор скучаю по гримерке, сцене, театру. Надеюсь прийти на последний показ — попрощаться».

Кирилл Лясковский (нынешний исполнитель роли Вани): «"Полнолуние в детской" стало моим дебютом в "Ведогонь-театре" и вообще на профессиональной сцене. С первых репетиций я почувствовал, что за внешней простотой сказки скрывается глубокая история, требующая полной отдачи. А роль Вани научила меня дисциплине и вниманию к партнерам. За кажущейся легкостью скрывалась сложная драма: мальчик, прикованный к кровати, в мечтах обретает свободу. Это похоже на актерскую работу — долгий поиск, сомнения, и вдруг — озарение.
Нас с Ваней объединяет любознательность, но если я "играю" на сцене, то он мечтал о футболе. Его история — о том, как невозможное становится возможным. Самый сильный момент для меня — финал, когда Ваня поднимает мяч уже наяву. Это торжество человеческого духа, которое окрыляет. Самое ценное, что я вынес из этой работы — понимание, что театр строится на доверии между актерами. Мои сцены со Славой Семеиным стали уроком взаимной поддержки.
Уход спектакля — не конец. Я верю, что идеи и эмоции, которые мы создали, продолжат жить в зрителях. А когда-нибудь, возможно, эта история возродится в новом воплощении».

Спектакль, рассказывающий историю мальчика в инвалидном кресле, который обретает возможность ходить в волшебной Нетронутой земле, стал для многих зрителей уроком сострадания, веры в чудеса и принятия других, говорят в «Ведогонь-театре». Его прощальный показ в День защиты детей, 1 июня в 12:00. На последнем показе спектакля для зрителей обещают организовать несколько сюрпризов, приглашая их разделить этот теплый, немного грустный, но такой важный момент.
Беседовала Анастасия Шилова. Фотографии Алины Паскеевой, «Ведогонь-театр»
Другие новости культуры




Подписка на рассылку



