А вы знали, что МТППК — это не только электрички, но и такой ретропоезд «Селигер» с паровозом? На станции Крюково его, правда, не встретишь, но по выходным на нем можно уехать из Бологого в Осташков (как раз на берега Селигера) и обратно. Причем по обычному пригородному тарифу — 295 рублей в один конец (за три с лишним часа дороги!).
Это первый с советских времен случай, когда паровозы начали обслуживать регулярный пассажирский маршрут, а не разовые туристические рейсы. Маршрут, кстати, проходит по весьма живописным (и глухим!) местам и к тому же — по заповедной Бологое-Полоцкой дороге, на которой сохранились уютные деревянные вокзалы начала ХХ века и всякая железнодорожная старина вроде ручных стрелок с флюгарками. Небольшая экскурсия по одному такому вокзалу даже включена в стоимость билета! В общем, для тех, кому интересно, рассказываю немного подробнее.
[spoiler]
Ретропоезд отправляется из Бологого в 9:20 и прибывает в Осташков в 12:53. Через два с небольшим часа, в 15:07 он начинает обратный путь и возвращается в Бологое в 18:25. Вообще, поезд по этому маршруту ходит каждый день, но в ретроисполнении — только по выходным. Долгое время паровоз тянул состав только по субботам, но с нынешней весны он стал обслуживать этот рейс и по воскресеньям.
Расписание ретропоезда «Селигер» согласовано с графиком движения «Сапсанов», поэтому в Бологое удобно приехать из Москвы (или Твери) ранним утром. Поезд с паровозом отправляется с того же вокзала, на котором останавливаются «Сапсаны» — надо только перейти на другую платформу. Кстати, это исторический вокзал Николаевской железной дороги, который сам по себе заслуживает внимания. Напомню, что Бологое расположено почти ровно посередине между Москвой и Петербургом и, согласно известной шутке, где-то здесь бордюр плавно переходит в поребрик.
Еще благодаря М11 до Бологого можно примерно за 3,5 часа добраться из Зеленограда на машине. Правда, почти за то же самое время вы доедете на авто до самого Осташкова. Так что имейте в виду, что мы тут обсуждаем именно поездку на ретропоезде с паровозом, а не самый быстрый способ попасть к берегам Селигера.
Приобрести билет на ретропоезд можно прямо в вагоне (стоит он, как я уже сказал, 295 рублей в один конец). Помимо обычного пригородного «квитка» вам выдадут еще и вот такой картонный билетик, стилизованный под дореволюционные времена.
В остальных деталях (не считая еще нанесенного на вагоны исторического логотипа Бологое-Полоцкой железной дороги с двуглавым орлом) атмосфера ретропоезда соответствует, скорее, второй половине ХХ века. Сами вагоны (они, кстати, приписаны к депо Крюково) выкрашены в традиционный для советских времен зеленый цвет.
Интерьер сидячих вагонов по нынешним временам выглядят, конечно, немножко квадратно, но на самом деле ехать удобно — есть и подлокотники, и даже откидные столики.
Ретроантуража призваны добавить исторические фотографии Бологое-Полоцкой дороги, размещенные на стенах вагона…
И форма советских времен, в которую облачены проводники и начальник поезда.
Впрочем, полагаю, у тех, кто ездил в подобных вагонах, их интерьер способен вызвать ностальгию и сам по себе.
Бологое-Полоцкая железная дорога была построена в начале ХХ века прежде всего для военных нужд. В условиях нестабильной обстановки в Европе власти Российской империи хотели иметь возможность оперативно перекидывать войска к западным границам страны. Движение по дороге открыли в 1907 году.
Несмотря на милитаристское назначение магистрали ее строили как единый архитектурный ансамбль. На ключевых станциях возводили кирпичные вокзалы. Так в Бологом (я, кстати, в курсе, что местные жители название своего города не склоняют, но оснований для того исключения из правил русского языка не вижу) появилась еще одна станция с вокзалом — Бологое-Полоцкое. Это первая остановка поезда, следующего в Осташков, после отправления от станции Бологое-Московское.
А на станциях попроще построили чудесные деревянные вокзалы. Поскольку интенсивного пассажирского движения (в отличие от грузового) на этой линии никогда не было, некоторые из них дошли до наших дней практически без изменений. Такие вокзалы сохранились, в частности, на станциях Куженкино, Баталино (на фото) и Фирово — все они расположены между Бологим и Осташковым.
Сейчас про эти архитектурные творения сказали бы даже не «вокзал», а «вокзальный комплекс», так как рядом с основным зданием в едином стиле возводили также туалеты, погреба для хранения керосина и другие подсобные сооружения. Кроме того, вдоль всей магистрали строились так называемые казармы для железнодорожников, которые местами и сегодня используются в качестве жилья.
Через 40 минут после отправления из Бологого ретропоезд «Селигер» прибывает на станцию Куженкино. Здешний вокзал несколько лет назад отреставрировали и превратили в живой музей — объект используется и по прямому назначению, и в качестве исторической достопримечательности, которую можно посетить.
Во время получасовой стоянки для пассажиров ретропоезда проводится экскурсия по этому вокзальному комплексу.
Зал ожидания с массивными деревянными скамьями с символикой Министерства путей сообщения
Билетная касса
Багажное отделение
Кабинет начальника станции
Кстати, попасть на бесплатную экскурсию по вокзалу станции Куженкино можно и приехав на нее самостоятельно (она находится всего в 2 км от старой трассы М10). Главное — застать на месте экскурсовода. Ну, а если не повезет — изучите плакаты с исторической информацией в зале ожидания.
Стоянка в Куженкино — хорошая возможность разглядеть паровоз, который, высадив пассажиров, отправляется на заправку водой из гидроколонки (и потом забирает людей с дополнительной платформы в сотне метров от вокзала). Обычно ретропоезд «Селигер» водит паровоз серии «Л» («Лебедянка») — это одна из самых массовых моделей советских паровозов. По особым случаям в состав «впрягают» так называемый паровоз-генерал П36, имеющий характерные зеленые «лампасы» по бокам.
После Куженкино вас ждет еще почти три часа неспешного (медитативного, как часто говорят любители железных дорог) путешествия под свистки паровоза и запах дымка из его трубы с короткими остановками на редких станциях… Учитывая, что современные постройки и автомобили в эти три часа будут попадаться вам на глаза довольно редко, в этом путешествии по глухомани легко поймать эффект машины времени, представив, как на подобных поездах лет 50–60 назад путешествовали наши бабушки и дедушки. Скоротать дорогу можно за прослушиванием аудиогида по Бологое-Полоцкой железной дороге из приложения izi.travel. Только не забудьте заранее скачать его к себе на телефон — интернет может пропасть почти сразу после отправления из Бологого.
Не скажу, что за окном будут мелькают какие-то умопомрачительные пейзажи, но любители неброской красоты природы средней полосы России наверняка сочтут эту дорогу с ее лесами, реками и болотцами весьма живописной. Только сразу предупрежу, что фотографии, использованные в этом посте, были сделаны во время пресс-тура, и увидеть паровоз со стороны, например, на мостах в рамках обычной поездки вам не доведется.
По прибытии в Осташков паровоз отправляется на «технические процедуры», включая еще одну заправку водой через гидроколонку.
Запуск первого регулярного паровозного маршрута именно по Бологое-Полоцкой железной дороге (это случилось в сентябре 2018 года) не случаен. Паровозы ходили здесь дольше, чем на других магистралях страны, — до середины 80-х годов. Так что перерыв в их использовании на этой дороге был не такой уж длительный.
К тому же, у любителей железных дорог эта малодеятельная ныне ветка имеет репутацию заповедной. Помимо старинных вокзалов здесь сохранилось немало других железнодорожных артефактов — к примеру, ручные стрелки с фонариками-флюгарками, которые до сих пор используются по прямому назначению.
Что касается Селигера, то это чудесный и живописный озерный край, однозначно достойный посещения. А вот его «столица» Осташков, к сожалению, неоднозначное место. В середине XIX века он был едва ли не самым процветающим уездным городом Российской империи, но сегодня от этого процветания остались лишь обшарпанные следы былой роскоши.
Впрочем, пытливый турист, конечно, найдет здесь немало интересного. Просто придется смириться с довольно неважным состоянием большей части этого интересного. Площадь Свободы.
Пассажирский порт (речной вокзал)
Старинная пожарная каланча
Троицкий храм XVII века, в котором расположен местный краеведческий музей. Здесь можно подняться на колокольню и окинуть взором не только город, но и Селигер.
Ну и, конечно, стоит подойти к берегу самого озера. Для этого в Осташкове есть небольшая бетонная набережная и пирсы речного вокзала, но мне больше по душе вот такие провинциальные улицы, где можно неожиданно встретить пасущуюся у дома лошадь.
Если вы решите совершить двухдневное паровозное путешествие и остаться на Селигере с ночевкой, рекомендую не ограничиваться Осташковым и увидеть своими глазами визитную карточку этого края — монастырь Нилова пустынь близ деревни Светлицы. Пожалуй, самый яркий способ добраться сюда — прогулка на теплоходе, отправляющемся с речного вокзала Осташкова. Половины дня как раз хватит для такой поездки. Ну, а вообще, Селигер — это тема для отдельного большого рассказа.
В завершение поста вернемся к паровозу и заглянем в его топку. Возможно, такая возможность, если попроситься у локомотивной бригады подняться в кабину, будет и у вас (но это неточно).
В качестве P.S. позволю себе выложить селфи с паровозом и выразить радость от того, что на туристической карте России появляются такие ретромаршруты. Как часто, путешествуя по нашей стране, восхищаясь красотой и огорчаясь запущенности ее отдельных уголков, мы произносим что-то вроде «а могли бы здесь сделать то-то — народ бы с удовольствием ездил»? Иногда такие идеи касаются и (полу)заброшенных железнодорожных веток, по которым было бы здорово пустить состав с паровозом. Приятно, что такие идеи стали потихоньку реализовываться. За ретропоездом «Селигер» последовал «Рускеальский экспресс», который активно пиарится РЖД, а с недавних пор состав с паровозом курсирует по субботам и по обычному пригородному направлению между Ярославлем и Рыбинском. Понятно, что в отличие от набравшего большую популярность «Рускеальского экспресса», селигерский маршрут пока, видимо, имиджево-дотационный. Этакая дань истории тех мест, по которым ходит ретропоезд. У этого маршрута непростая логистика (несмотря на относительную близость съездить туда не так уж удобно) и неразвитая окружающая инфраструктура. И все же заметно, что народ сюда потихонечку потянулся. Паровоз становится одним из двигателей туризма в селигерском крае — и это здорово!
Читайте также:
«Яхрома»: с горными лыжами на ретроэлектричке и «Икарусе»
Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ, содержащие оскорбления или нецензурную брань будут удалены!